https://na.ria.ru/20201222/yargu-1590230175.html
"Прививка технологиями": как изменятся университеты в результате пандемии
"Прививка технологиями": как изменятся университеты в результате пандемии - Навигатор абитуриента РИА Новости, 22.12.2020
"Прививка технологиями": как изменятся университеты в результате пандемии
Как пандемия и всеобщий дистант отразятся на очном процессе обучения в будущем? Об этом в интервью РИА Новости рассуждает ректор Ярославского государственного... Навигатор абитуриента РИА Новости, 22.12.2020
2020-12-22T09:00
2020-12-22T09:00
2020-12-22T09:00
навигатор абитуриента
про профобразование. эксклюзивно
общество
российская академия наук
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/15/1590207524_0:91:2048:1243_1920x0_80_0_0_677b93a1c5bd0bfc9882c1b7a9290482.jpg
МОСКВА, 22 дек - РИА Новости. Как пандемия и всеобщий дистант отразятся на очном процессе обучения в будущем? Об этом в интервью РИА Новости рассуждает ректор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, профессор Александр Русаков.- Что вас, как ректора, особенно впечатляет во всей истории с коронавирусом?- Больше всего меня впечатляет отношение к этой ситуации преподавательского корпуса и студентов. На университетских преподавателей, как и на учителей общего образования, легла огромная нагрузка. Многие из них совершили над собой неимоверные усилия, чтобы быстро перейти на новую форму работы – новую как в психологическом смысле, так и в содержательном, технологическом.У наших сотрудников нет ни паники, ни замыкания в четырех стенах, они продолжают делать дело и достигать нужных показателей. Согласитесь, в этом есть определенное мужество. Впечатляет, что люди, которые всегда работали у доски перед большой аудиторией и читали лекции "face to face", под давлением обстоятельств, пусть даже не самых приятных, нашли свое место в новом технологическом укладе. По сути, произошла "Третья преподавательская революция".Психологический слом и залповое внедрение технологий, на мой взгляд, будут иметь ощутимый эффект долгие годы. Это такая всеобщая "прививка" информационными технологиями.- У студентов не будет "осложнений" после этой "прививки"?- Я очень боялся, что произойдет разобщение студентов, особенно тех, кто недавно перешел из школы. Но благодаря тому, что все-таки весь сентябрь была очная учеба, они успели войти в социальный статус "нормального студента".Сейчас многие ребята занимают в онлайне самую активную позицию. Это не эффект пандемии, а жизненные устремления: если человек хочет учиться, он будет это делать хоть очно, хоть заочно.Лекции, переведенные в режим онлайн, допускают разное отношение: студент не растворяется в огромной аудитории, а учится сам, он даже может выключить экран и уйти. Я полагаю, что сейчас студенты приобретают очень ценный навык самодисциплины, у них меняется ощущение себя в образовательном процессе. При правильном развитии это многим пойдет на пользу и здорово поможет в дальнейшем очном обучении.- Что изменится в высшем образовании в технологическом плане?- В будущем, видимо, произойдут сдвиги в планировании программ развития университетов, и технологический блок, о котором раньше говорили как о некой новелле, станет рутиной.- Пандемия дала толчок к развитию каких-нибудь новых научных знаний и направлений?- Некоторые наши биологи, обучающиеся в университете, специализируются на ПЦР-диагностике и стажируются на ярославских фармацевтических производствах, часть которых уже совсем скоро начнет выпускать вакцины от нового коронавируса.Кроме того, в связи с пандемией мы немного перефокусировали наши исследования в психологии: акцент сделан на поведении человека в условиях неопределенности в длительных экстремальных ситуациях, которые не являются следствием производственных катастроф.В жизни моего поколения такое происходит впервые: возникла глобальная угроза с изменением поведенческих стереотипов, зависящих как от целых сообществ, так и от самого индивидуума и технологий, с которыми он работает. Наука здесь отвечает на многие вопросы, от которых человек может впасть в панику. Наша задача - максимально снизить стрессовую нагрузку как на студентов и преподавателей, так и на общество в целом.- ЯрГУ участвовал в программе опорных вузов. Что вам дал этот статус?- Нам повезло. Мы попали в проект во вторую волну, попали с грантом. Были и такие вузы, которые получили статус, но почти не получили денег. Наше преимущество заключалось в том, что мы смогли реально выделить определенные ресурсы именно на развитие, а не на поддержку существующих процессов.При этом очевидно, что во всех вузах, участвующих в проекте, произошел тектонический сдвиг - перезагрузка взаимодействия с регионом. Сама идея проекта заключается в том, чтобы опорные вузы участвовали в стратегическом развитии территорий РФ. Для нас было принципиальным, что программа развития Демидовского университета была "вписана" в программу социально-экономического развития ярославского региона "10 точек роста".- В каких еще проектах вы планируете участвовать в будущем?- Прежде всего, в новом национальном проекте "Наука и университеты", который объединит и вузы-участники Проекта 5-100, и опорные университеты, и отраслевые университеты, и институты РАН. Речь идет о формировании большой группы организаций науки и образования, их партнеров социально-экономического сектора. На них ляжет ответственность за глобальную конкуренцию в науке, образовании и стратегическом развитии территорий России.Все наши проекты, связанные с физикой, математикой, информатикой, современными компьютерными системами и искусственным интеллектом, гуманитарной и социальной сферами, мы рассматриваем именно в этом преломлении.
https://na.ria.ru/20201116/yagtu-1584121934.html
https://ria.ru/20201217/strategiya-1589770313.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/15/1590207524_0:0:2048:1536_1920x0_80_0_0_3b569f509c9703b573bcbc877ed53c7b.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
навигатор абитуриента, про профобразование. эксклюзивно, общество, российская академия наук
Навигатор абитуриента, Про профобразование. Эксклюзивно, Общество, Российская академия наук
МОСКВА, 22 дек - РИА Новости. Как пандемия и всеобщий дистант отразятся на очном процессе обучения в будущем? Об этом в интервью РИА Новости рассуждает ректор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, профессор Александр Русаков.
- Что вас, как ректора, особенно впечатляет во всей истории с коронавирусом?
- Больше всего меня впечатляет отношение к этой ситуации преподавательского корпуса и студентов. На университетских преподавателей, как и на учителей общего образования, легла огромная нагрузка. Многие из них совершили над собой неимоверные усилия, чтобы быстро перейти на новую форму работы – новую как в психологическом смысле, так и в содержательном, технологическом.
У наших сотрудников нет ни паники, ни замыкания в четырех стенах, они продолжают делать дело и достигать нужных показателей. Согласитесь, в этом есть определенное мужество. Впечатляет, что люди, которые всегда работали у доски перед большой аудиторией и читали лекции "face to face", под давлением обстоятельств, пусть даже не самых приятных, нашли свое место в новом технологическом укладе. По сути, произошла "Третья преподавательская революция".
Психологический слом и залповое внедрение технологий, на мой взгляд, будут иметь ощутимый эффект долгие годы. Это такая всеобщая "прививка" информационными технологиями.
- У студентов не будет "осложнений" после этой "прививки"?
- Я очень боялся, что произойдет разобщение студентов, особенно тех, кто недавно перешел из школы. Но благодаря тому, что все-таки весь сентябрь была очная учеба, они успели войти в социальный статус "нормального студента".
Сейчас многие ребята занимают в онлайне самую активную позицию. Это не эффект пандемии, а жизненные устремления: если человек хочет учиться, он будет это делать хоть очно, хоть заочно.
Лекции, переведенные в режим онлайн, допускают разное отношение: студент не растворяется в огромной аудитории, а учится сам, он даже может выключить экран и уйти. Я полагаю, что сейчас студенты приобретают очень ценный навык самодисциплины, у них меняется ощущение себя в образовательном процессе. При правильном развитии это многим пойдет на пользу и здорово поможет в дальнейшем очном обучении.
- Что изменится в высшем образовании в технологическом плане?
- В будущем, видимо, произойдут сдвиги в планировании программ развития университетов, и технологический блок, о котором раньше говорили как о некой новелле, станет рутиной.
- Пандемия дала толчок к развитию каких-нибудь новых научных знаний и направлений?
- Некоторые наши биологи, обучающиеся в университете, специализируются на ПЦР-диагностике и стажируются на ярославских фармацевтических производствах, часть которых уже совсем скоро начнет выпускать вакцины от нового коронавируса.
Кроме того, в связи с пандемией мы немного перефокусировали наши исследования в психологии: акцент сделан на поведении человека в условиях неопределенности в длительных экстремальных ситуациях, которые не являются следствием производственных катастроф.
В жизни моего поколения такое происходит впервые: возникла глобальная угроза с изменением поведенческих стереотипов, зависящих как от целых сообществ, так и от самого индивидуума и технологий, с которыми он работает. Наука здесь отвечает на многие вопросы, от которых человек может впасть в панику. Наша задача - максимально снизить стрессовую нагрузку как на студентов и преподавателей, так и на общество в целом.
- ЯрГУ участвовал в программе опорных вузов. Что вам дал этот статус?
- Нам повезло. Мы попали в проект во вторую волну, попали с грантом. Были и такие вузы, которые получили статус, но почти не получили денег. Наше преимущество заключалось в том, что мы смогли реально выделить определенные ресурсы именно на развитие, а не на поддержку существующих процессов.
При этом очевидно, что во всех вузах, участвующих в проекте, произошел тектонический сдвиг - перезагрузка взаимодействия с регионом. Сама идея проекта заключается в том, чтобы опорные вузы участвовали в стратегическом развитии территорий РФ. Для нас было принципиальным, что программа развития Демидовского университета была "вписана" в программу социально-экономического развития ярославского региона "10 точек роста".
- В каких еще проектах вы планируете участвовать в будущем?
- Прежде всего, в новом национальном проекте "Наука и университеты", который объединит и вузы-участники Проекта 5-100, и опорные университеты, и отраслевые университеты, и институты РАН. Речь идет о формировании большой группы организаций науки и образования, их партнеров социально-экономического сектора. На них ляжет ответственность за глобальную конкуренцию в науке, образовании и стратегическом развитии территорий России.
Все наши проекты, связанные с физикой, математикой, информатикой, современными компьютерными системами и искусственным интеллектом, гуманитарной и социальной сферами, мы рассматриваем именно в этом преломлении.