Рейтинг@Mail.ru
Директор SAS: большинство выпускников вынуждены заниматься не своим делом - РИА Новости, 05.10.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента - РИА Новости, 1920
Навигатор абитуриента

Директор SAS: большинство выпускников вынуждены заниматься не своим делом

© Фото : ТюмГУДиректор Школы перспективных исследований (SAS) Андрей Щербенок
Директор Школы перспективных исследований (SAS) Андрей Щербенок - РИА Новости, 1920, 05.10.2020
Научно-образовательное подразделение Тюменского государственного университета (ТюмГУ) — Школа перспективных исследований (SAS) — сегодня задает тенденции на рынке высшего образования в России. Какие результаты дает система обучения 2+2? Где могут реализовать себя выпускники? Как пандемия коронавируса повлияла на обучение? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор SAS Андрей Щербенок.
— Андрей Валерьевич, SAS открылась в 2017 году. Что удалось достичь за эти три года?
— Нам удалось доказать на практике, что в обычном региональном университете, которым раньше был ТюмГУ, возможно создать самую международную научно-образовательную институцию в России, в которой на постоянной основе работают профессора из полутора десятков стран.
Мы также смогли полностью реализовать модель свободного образования: все наши студенты учатся по индивидуальным образовательным траекториям, пересекающим различные дисциплинарные области, и выбирают направление подготовки после второго курса (система 2+2).
Ректор ТюмГУ Иван Романчук - РИА Новости, 1920, 10.08.2020
Врио ректора ТюмГУ: преобразования в университете должны продолжаться
— Можете ли вы уже рассказать о реальных образовательных результатах системы обучения 2+2?
— Второкурсники SAS выбирали свое направление подготовки в 2019 и 2020 году. В обоих случаях более половины студентов выбрали не то направление, на которое поступали. За два года, в течение которых у них, помимо обязательной для всех "ядерной" программы, было много элективных курсов (обязательные курсы по выбору студентов — прим.ред.), они научились делать ответственный образовательный выбор — то, чему мало учат в средней школе. Они лучше разобрались в своих способностях и интересах, расширили свой кругозор и глубже поняли специфику различных дисциплинарных областей. В отсутствие системы 2+2 большинство студентов были бы вынуждены заниматься не своим делом.
— Почему в набор исследовательских и образовательный направлений SAS входят как гуманитарные и социальные науки, так и биология и IT?
— Бурное развитие биологии, в частности, генетики заставляет нас переопределять границы между биологическим и социальным, биологическим и культурным — что трудно делать, если эти дисциплины разнесены по разным факультетам и институтам. То же самое относится и к проблематике искусственного интеллекта. Кроме того, развитие информационных и биотехнологий ставит перед человечеством проблемы, решить которые нельзя без гуманитарных и социальных дисциплин.
— Как изменилось обучение из-за пандемии коронавируса?
— Прошлой весной мы полностью перевели наши занятия в ZOOM и стали больше внимания уделять производству online-контента: от записи лекций и видеоблогов до прямых эфиров в Instagram. В результате элементы нашего образовательного предложения стали доступны гораздо более широкому кругу людей.
Сейчас мы возвращаемся в offline (хотя процесс возвращения замедляется, так как не все наши иностранные преподаватели сейчас могут въехать в страну), но мы продолжим производить больше цифрового контента для широкой аудитории и размещать его, например, на канале SAS в YouTube.
И.о. ректора Ярославского государственного технического университета, к.э.н. Елена Степанова - РИА Новости, 1920, 08.04.2020
Что возьмем в "жизнь после COVID-19". Дневник ректората
— Какие самые интересные научные события прошли в SAS?
— SAS создала принципиально новый формат отбора профессоров: проектно-аналитические сессии, на которых исследователи из разных дисциплин в режиме реального времени разрабатывают междисциплинарные исследовательские проекты. Команды, предложившие самые интересные проекты с точки зрения международного экспертного комитета, получают приглашение на работу.
Каждый год мы проводим конференцию "Дисциплинарный ландшафт", на которой обсуждаем базовые понятия высшего образования — от критического мышления до компетентностного подхода.
Наконец, год назад мы принимали у себя конференцию проекта 5-100 "Научно-образовательный гринфилд как инструмент трансформации университета". SAS — один из самых ярких гринфилдов (созданных "с нуля" структурных подразделений) в стране, и мы стараемся делиться своим опытом с российским университетским сообществом.
— Где могут реализовать себя выпускники?
— Самый очевидный путь — это академические и профессиональные магистерские программы, как в России, так и за ее пределами. Однако наши студенты очень разные: многие интересуются темой развития образования, кто-то рассматривает предпринимательскую траекторию (например, студенты, выбравшие направления IT и экономики), некоторые уже делают разные проекты на заказ или экспериментируют, в том числе в рамках учебных курсов, с идеями креативных бизнесов.
Студенты – представители медиацентров вузов проходят образовательный интенсив от МАСТ
Медиацентры в вузах: зачем студенты создают СМИ
Большой популярностью у нас пользуется направление "Кино и медиа", выпускники которого смогут работать на ниве "медиализации сложных смыслов" — это, кстати, тема одной из магистерских программ SAS.
Прошлым летом, благодаря программе по содействию занятости студентов в Тюменской области, наши студенты в командах делали серьезные издательские и медийные проекты, так что им уже есть что продемонстрировать в своих портфолио.
Очень ответственно наши студенты относятся к проблемам экологии и к волонтерской деятельности.
— С какими образовательными центрами, компаниями сотрудничает SAS?
— SAS имеет крепкие партнерские связи с Центром трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО — многие реализованные у нас идеи берут свое начало там. Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУ) также является партнером школы: курс "Город как текст" — образовательная стажировка для студентов первого курса бакалавриата — проходит на их площадке. В ноябре мы совместно c ЕУ проводим международную конференцию "Ревность к Копернику", посвященную проблеме замкнутости российских ученых в нише исследований о России. Также можно упомянуть компании СИБУР и Газпромнефть, Высшую школу экономики и Маастрихтский университет.
— Какие дальнейшие планы по развитию SAS?
— Планов много, но, пожалуй, главный проект, который начался только что, — это магистерская программа "Экспериментальное высшее образование". Эта программа-лаборатория должна стать местом поиска уникальных образовательных решений, которые при посредстве ее выпускников будут распространяться в университетах по всей России.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала