Zoom-марафон утомляет и затягивает. Дневник преподавателя: неделя седьмая
Дистанционный процесс обучения экономит время, но забирает много энергии у его участников. Тем не менее, студенты и преподаватели вузов уже привыкли к ритму и особенностям онлайна. О буднях работы в самоизоляции специально для "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" продолжает рассказ Федор Сенатов, к.ф-м.н., руководитель образовательной программы iPhD "Биоматериаловедение" НИТУ "МИСиС".
27 апреля
Организационной работы по адаптации к онлайну стало меньше, что является хорошим показателем выхода на стабильное функционирование программы в штатном режиме.
Провел лекцию-семинар по адсорбции с бакалаврами направления "Наноматериалы" в рамках курса физической химии. А потом сразу на ректорат. Главное, недалеко: в соседнюю команду MS Teams.
Половину дня занимался подготовкой материалов презентации к занятию по курсу "Полимерные материалы медицинского назначения": читал недавно вышедшие научные статьи по костным имплантатам на sciencedirect.com и смотрел, что сейчас уже производится и дошло до клинической практики. Все же разрыв между исследованиями и более консервативной практикой велик.
28 апреля
Проверял творческие работы бакалавров по диффузии в металлах.
Задания с увеличенной творческой составляющей и с минимизацией вычислений в очередной раз доказали свою эффективность в условиях дистанта: примерно 70% студентов сдали работы точно в срок, в то время как традиционное классическое задание на расчет сдали только 65%, и то с существенным сдвиганием сроков.
У меня есть внутренний критерий: если я с удовольствием и интересом проверяю работы, то, значит, все сделал правильно, и от студентов можно ожидать того же. Если же я "по-студенчески" оттягиваю проверку самостоятельных работ до последнего, то, возможно, так же сделали и сами учащиеся, а от такой работы глубины и продуманности вряд ли стоит ожидать. А это уже коррелирует с качеством усвоения материала.
29 апреля
Выступал на Московском международном салоне образования, который в этом году проходил в онлайн-режиме. На круглом столе "Новые образовательные продукты: ловим ветер трендов" рассказывал, как в НИТУ "МИСиС" мы реализуем iPhD "Биоматериаловедение". Основные принципы, на которых мы строили нашу программу, могут быть выражены двумя базовыми формулами. Первая – "образование через науку", и вторая – "из лаборатории в аудиторию". Причем последняя означает, что студенты, занимаясь проектами в лабораториях ведущих ученых – их научных руководителей, приходят на учебные модули со своими конкретными материалами и разработками, а преподаватели – ведущие специалисты в своей области – делятся "горячими" знаниями из своих же лабораторий.
Например, магистрант разрабатывает в рамках проекта конструкцию протеза. Потом в рамках учебного модуля "Компьютерное моделирование материалов медицинского назначения" учится анализировать диаграммы Эшби, проводить симуляцию механических испытаний, и находит слабые места в своей конструкции, и дорабатывает ее. А после этого учится оценивать цитотоксичность на примере своего же материала на модуле "Морфология и клеточная биология".
Провел четыре собеседования в Zoom в рамках второго этапа отбора школьников на проектную смену в "Сириусе". Несмотря на ограниченные возможности реализации, школьники представили хорошо проработанные исследовательские проекты, иногда поражающие своей креативностью, – что можно сделать в домашних условиях.
30 апреля
Весь день Zoom-марафон. Провел еще пять собеседований в рамках отбора на проектную смену в "Сириусе".
Состоялось третье онлайн-занятие с председателем экспертного совета программы iPhD "Биоматериаловедение" – профессором Оксфордского университета и Сколтеха Александром Корсунским, где он рассказывал о новых исследованиях в области структуры материалов и анализа деформации с использованием мало- и широкоуглового рентгеновского рассеяния SAXS-WAXS.
Потом провел лекцию для магистрантов, рассматривали полимерные материалы для реконструкции костной и хрящевой ткани, эндопротезирования суставов и костных цементов.
Итого: семь часов почти не выходя из Zoom. Все это одновременно и утомляет, и затягивает: повернулся бодрым к ноутбуку в 10 утра, а отвернулся от монитора около пяти вечера с лицом Эдварда Нортона из "Бойцовского клуба".
В самом начале дистанта с позитивом воспринял гибкость и скорость коммуникаций через видеоконференции, но теперь уже встречи в Zoom превращаются в бесконечный монотонный поток, когда даже забываешь пообедать. Доносить мысли через онлайн энергозатратнее, чем вживую, так как это требует большей концентрации с постоянным поиском точных формулировок, чтобы все все правильно поняли, в то время как в оффлайне включается магия живого общения, когда тебя понимают с полуслова/полужеста/полувзгляда.
1 мая
Программа iPhD построена по модульной системе, в которой каждый модуль – 1-2 месяца. Такая система подразумевает, что зачет/экзамен сдается сразу после окончания модуля. Приняли решение в условиях онлайна сдвигать фокус на защиту курсовых проектов.
Проверял творческие работы магистрантов iPhD по материалам для реконструкции мягких тканей и органов, причем таким, с которыми учащиеся не работают в рамках НИР. Задание было направлено на работу с научными статьями, идеи из которых могут подтолкнуть к новому взгляду из смежной области на свою работу.