Лекции за чашкой кофе.
Дневник преподавателя: неделя четвертая
Перейдя на онлайн-режим работы, преподаватели вузов вынуждены адаптировать лекции к дистанционному формату, перекраивать планы практических работ и изобретать новые способы увлечь студентов. О работе "по ту сторону экрана" специально для "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" ведет дневник Федор Сенатов, к.ф-м.н., руководитель образовательной программы iPhD "Биоматериаловедение" НИТУ "МИСиС".
6 апреля
Адаптировал лекцию в рамках модуля "Полимерные материалы медицинского назначения" для магистрантов iPhD "Биоматериаловедение". Во время чтения онлайн-лекций, в отсутствие постоянной невербальной коммуникации, создается ощущение, что объем преподносимого материала может быть еще больше, чем в оффлайне. Но это ловушка. В онлайне внимание начинает рассеиваться намного раньше, чем при живом общении, следовательно, смысловые блоки должны быть еще меньше, а расстановка акцентов чаще.
Поэтому все лекции приходится адаптировать. На это уходит около двух часов. Некоторые пишу "с нуля", а это уже как минимум день.
Стал активнее использовать Canvas. В НИТУ "МИСиС" эта образовательная платформа используется уже давно, но именно сейчас по-настоящему смог оценить удобство работы с ней: интуитивно понятный интерфейс и возможность настройки курса под себя: четкое представление программы курса, присоединенные лекции, запланированные задания с системой оценивания.
7 апреля
Договорился с коллегами из Технологического университета Дортмунда, что занятия в апреле и мае для студентов iPhD "Биоматериаловедение" будем проводить онлайн. Так как они идут на английском языке, надо адаптировать длину единичной лекции. По опыту немецких коллег это 45 минут, не больше. Изначально немецкие профессора должны были приехать в университет и провести практические занятия с постановкой экспериментов на оборудовании и обсуждение результатов.
8 апреля
Дистанционно со студентами магистратуры провели занятие по "Методам исследования физико-механических свойств материалов". Очень не хватает практики – особенность этого модуля в проведении студентами механических испытаний образцов материалов, которые они сами же разрабатывали и получали. Поэтому очень ждем конца эпидемии: хочется уже реализовать задуманные практические занятия.
График плотный, стараемся не расслабляться – после двадцатиминутного перерыва магистранты отправились на другую онлайн-встречу в Zoom. Занятие провел по биоинертным и биорезорбируемым полимерным материалам. Особый плюс онлайна в возможности читать лекцию с чашкой кофе.
9 апреля
Когда начался переход на дистанционное обучение, стали стараться не оставлять студентов незанятыми. Гибкость образовательной программы это позволила. Но теперь главное не впасть в другую крайность: не перегрузить.
Общались коллективом научной группы в Skype с коллегами-хирургами. Обсуждали, как изменится потребность в новых имплантатах и как это повлияет на внутренний рынок после конца эпидемии.
У магистрантов iPhD закончился модуль по "Биомиметическим и композиционным материалам", экзамен отложили до мая, надеясь на возможность возврата в лабораторию. Студенты должны будут провести испытания материалов для внешних элементов конструкций медицинского назначения, которые они делали на занятиях. Это тот самый случай, когда без оффлана не обойтись.
Если до июня не выйдем в лаборатории, будем проводить экзамен без практической части. Большинство модулей связано между собой и научной работой студентов.
10 апреля
Провели онлайн-консультацию по курсовому проекту в рамках учебного модуля "Компьютерное моделирование материалов медицинского назначения". Впечатлен проектами магистрантов: это и вкладыши эндопротеза тазобедренного сустава, и металлические костные имплантаты, и хирургическая скобка для экстренной хирургии рваных или резаных ран века, и даже наночастицы для проведения магнитной гипертермии и спинальные имплантаты для лечения спондилолистеза.
Такие курсовые проекты за счет своей масштабности позволяют находиться в междисциплинарной области и всесторонне рассматривать работу: надо провести 3D-моделирование, выбрать оптимальный материал, провести компьютерную симуляцию и не забыть учесть фактор стоимости медицинского изделия. На мой взгляд, это крайне удачный вариант дистанционного обучения.
11 апреля
Несмотря на переход к дистанционному обучению, продолжаем, пусть и в онлайн-формате, проекты со школьниками, которые традиционно проводятся в рамках элективных курсов в НИТУ "МИСиС". Например, с начала изоляции идут полноценные занятия по 3D-моделированию биосовместимых материалов и костных имплантатов.
Онлайн-обучение стало уже совсем повседневной вещью. Теперь каждый день начинается с открытия ноутбука уже не только для просмотра почты и прокрутки ленты новостей, а для проверки, какие же работы сдали студенты в MS Teams.
Хоть дистанционное образование за эти четыре недели перестало быть чем-то неясным и пугающим, но уже хочется закончить этот дневник на "хэппи-энде".