От стресса к продуктивности. Советы для студентов
В связи с пандемией коронавируса вузы перешли на дистанционный режим работы. Студентам при этом нужно продолжать учебу в условиях стресса — в изоляции, без привычного окружения, с минимальным набором инструментов. О том, как проработать тревогу и направить мысли и действия в конструктивное русло, "Социальному навигатору" МИА "Россия сегодня" рассказали специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета.
В чем сложность ситуаций, подобных текущей? В том, что они сильно влияют на привычные ритмы жизни (порядок дел, режим дня и др.) и привычные потоки информации. Это может вызывать ощущение растерянности и тревоги.
Самый эффективный способ преодолеть такие состояния — сосредоточиться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или непредсказуемо, а, наоборот, — на том, что можно и хорошо было бы сделать.
Заниматься доступными делами (домашними, учебными) в такой необычной ситуации, как сегодня, может показаться ненужным ("непонятно, что нас ждет, все может измениться"), странным ("следить за новостями важнее, чем читать литературу"), невозможным ("в таком напряжении я все равно не смогу сосредоточиться"). В то время как следить за новостями кажется важным ("нужно быть в курсе") и успокаивающим.
На самом деле информационный поток усиливает напряжение, а концентрация на привычных делах — снижает, да еще и позволяет не откладывать дела на будущее.
Для эффективной деятельности в условиях карантина можно воспользоваться советами:
1. Не отслеживайте постоянно сообщения в медиа; ограничивайте время, посвященное коронавирусу (10—30 минут в определенное время дня); переключайтесь на другие дела и заботы.
2. Оценивайте тревожные мысли – насколько они полезны и продуктивны; определите, что вы действительно можете сделать, а что станет пустой тратой времени и сил. Вы можете контролировать некоторые важные вещи – соблюдение правил гигиены, образ жизни (мытье рук, питание, физические упражнения, сокращение выходов в общественные места, выполнение учебных заданий), и именно на это стоит обратить внимание. А глобальное беспокойство и просчеты негативных сценариев – это "пустые усилия" и напрасная трата сил с повышением уровня стресса.
3. Если все же тревога и растерянность возвращаются, напоминайте себе, что это нормально, важно только не "подключаться" глубоко к этим чувствам, а возвращаться к текущим осмысленным делам по намеченному заранее графику.
Рекомендации подготовлены на основе работ одного из ведущих мировых специалистов по тревожным расстройствам Роберта Лихи.