Образование при пандемии.
Дневник преподавателя: неделя первая
Министерство науки и высшего образования РФ рекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение. 80% университетов уже перешли в онлайн и адаптируются к новым условиям. Об особенностях удаленной работы специально для "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" ведет дневник Федор Сенатов, к.ф-м.н., руководитель образовательной программы iPhD "Биоматериаловедение" НИТУ "МИСиС".
16 марта
Очень кстати выяснилось, что модульная система с короткими одно-двухмесячными блоками занятий идеально подходит для таких форсмажорных ситуаций – заменяя и перенося модули, можно корректировать учебный план без потери качества и без простоя.
Сейчас, когда одни модули закончились, а следующие должны начаться 1 апреля, у магистрантов есть прекрасная возможность сосредоточиться на проведении экспериментов или обработке результатов для своих научно-исследовательских работ. Полностью на дистанционное обучение пока никто не ушел – кому-то нужно доделать длительные эксперименты по испытаниям разработанных биоимплантатов, другим – синтезировать наночастицы для терапии и диагностики онкологических заболеваний. На это потребуется несколько дней, после чего уже все перейдут на дистанционное обучение.
Те, кто не проводит эксперименты, пишут научные статьи, так как за полгода реализации программы уже много было сделано, получен объемный массив данных. Хорошо, есть время все осмыслить и писать, ведь обычно большую часть времени студенты iPhD проводят в лабораториях за получением образцов и проведением исследований.
Все студенты на сложившуюся ситуацию реагируют спокойно: работы много, и каждый выбирает, как ему действовать, исходя из текущих задач своей НИР. В этом особенность программы: в упоре на проведение собственных научных исследований у ведущих ученых.
17 марта
Провели через приложение Zoom занятие по "Компьютерному моделированию материалов медицинского назначения". Так как для этого занятия нужен только компьютер, идеально вписались в дистанционные формат. Студенты строили 3D-модель костного имплантата, выбирали оптимальный биоматериал по диаграммам Эшби и рассчитывали предельную нагрузку методом конечных элементов. Все довольны. Преподаватель тоже.
Получил череду сообщений от коллег-профессоров из университетов Дортмунда (Германия) и Страсбурга (Франция), что границы закрыты, и они не могут приехать провести занятия в рамках учебных модулей по "Методам исследования физико-механических свойств материалов" и "Спектроскопическим и зондовым методам".
Живое общение с ведущими учеными у нас в приоритете, поэтому просто сдвигаем модуль. Преподаватели университета также сейчас корректируют свои модули, чтобы студенты получили нужные знания для своей научной работы.
В нашем случае только онлайн невозможен, мы фокусируемся на практических и лабораторных занятиях. Поэтому на время ставим в приоритет анализ информации и написание научных статей.
Планировали для каждого студента летние стажировки в зарубежных университетах (Politecnico di Torino, University of Natural Resources and Life Sciences, Taipei Medical University, University of Tsukuba и др.). Придется сдвигать на осень. Все понимают ситуацию: проблема у всего мира единая.
18 марта
Начал наконец-то писать статью про исследование остеоинтеграции полимерных имплантатов в краниальных дефектах, которое проводили с коллегами из НМИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи. Месяц тянул. Но сейчас, когда очень много происходит в удаленном формате, стало заметно больше времени. А, может быть, потому что перестал читать соцсети, а мемы про гречку надоели.
Коллаборации замедлились. Медицинские учреждения-партнеры, пусть с ограничениями, но работают. Так что, пишем много статей. Жду к концу года неимоверный индекс Хирша.
19 марта
Выслал студентам второго курса бакалавриата задачи по формальной кинетике курса "Физической химии" для самостоятельной проработки. Надо потом провести вебинар по решению задач. Теперь все приходится проводить в два этапа, так как темп усвоения снижается. Приходится корректировать методы оценки и обратной связи. Но надо пользоваться моментом и давать больше творческих заданий.
Корректирую лекции по "Полимерным материалам медицинского назначения" для студентов iPhD. Текущая ситуация требует увеличение доли онлайн. Но настоящий исследователь должен расти в условиях постоянного общения (пусть и по Skype) с ведущими экспертами и практиками. Договорились с коллегами из Института хирургии им. А.В. Вишневского и НМИЦ травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова о занятиях по шовным хирургическим материалам и эндопротезированию суставов.
20 марта
Наши партнеры, в особенности иностранные, испытывают те же трудности: прибавилось административной работы для координации противовирусных мер. Все переходят на дистанционную работу. Теперь общаемся по WhatsApp не из "офиса в офис", а "с дивана на диван".
Пандемия стала проверкой вуза на стрессоусточивость и гибкость образовательных программ. В экстренной ситуации мы лучше поймем, где есть слабые и сильные места.