Рейтинг@Mail.ru
Работодатели, чиновники или родители: кому должен быть адресован имидж вуза - Навигатор абитуриента РИА Новости, 20.05.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Работодатели, чиновники или родители: кому должен быть адресован имидж вуза

Вопросы развития бренда университетов станут основной темой Шестой ежегодной международной конференции "Образование и мировые города — 2019: новые горизонты университетской репутации", которая пройдет 22 и 23 мая в филиале Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) в Санкт-Петербурге. Каким должен быть идеальный имидж российского вуза и что наиболее важно в его формировании? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессор Сергей Кадочников.
- Сергей Михайлович, почему вуз должен заниматься своим имиджем?
- Потому что он должен общаться со стейкхолдерами, получать от них ресурсы и делать для них продукты.
В России в 2000-е годы существенно вырос ВВП на душу населения, одновременно с этим резко, более чем в 10 раз, вырос объем внебюджетного финансирования высшего образования. Сейчас темпы экономического роста снизились, и вузы выходят на новые рынки для получения ресурсов. Это происходит не только в России: во многих странах мира доля государственного финансирования вузов сокращается довольно сильно.
Еще одна общемировая тенденция - существенно растет доля выпускников школ, которые попадают в вузы. Для большинства европейских стран это порядка 60-80% выпускников, для России сейчас – тоже около 80%. Это очень высокие цифры, раньше такого не было нигде.
Понятно, что вузы стали большими, их число растет, и государства не могут тянуть прежние объемы обеспечения высшего профессионального образования. То есть, для развития нужны новые ресурсы. Поэтому вузы должны уметь общаться с теми, кто готов эти ресурсы дать, и предложить им некий продукт своей работы, донести до них, кто мы и что умеем делать.
- Каким должен быть идеальный имидж современного российского вуза? Что он должен транслировать обществу и кто адресат этого послания?
- Здесь нет единого правильного ответа. Выделяют разные типологии и миссии вузов. Соответственно, разными будут адресаты вуза, а также типы его имиджа и послания.
Есть вузы, которые ориентированы на глобальные рынки, для них точка отсчета – глобальные рейтинги. Эти вузы сравнивают себя друг с другом, независимо от того, в какой стране они находятся.
Выпускники и исследовательские продукты такого вуза будут востребованы компаниями в разных странах мира. Адресаты его послания - глобальные компании и исследовательские центры, а также семьи, которые ориентируют своих детей на работу на международном рынке труда.
Лекция в университете
"Как не подмочить репутацию": три совета российским вузам
Конечно, это не значит, что все восемь сотен российских вузов должны становиться глобальными. Есть вузы, направленные, скорее, на исследования; есть и те, что ориентированы на локальных потребителей – на региональную промышленность или решение специфических задач региона.
Имидж – это часть репутации вуза, и его нельзя для всех кроить по одному лекалу. Кроме того, каждой группе адресатов нужны несколько разные продукты и информация о них. Например, для чиновника важно, чтобы выпускник вуза умел взаимодействовать с разными слоями населения, с административными и бизнес-структурами, понимал, что важно платить налоги.
Важно ли это родителям, которые отправляют своего ребенка в вуз? Наверное, но не в первую очередь. У них запрос будет немного другой - чтобы выпускник получил универсальные компетенции, которые позволят ему устраиваться на работу в самых разных отраслях и не страдать от колебаний отраслевого спроса в экономике.
- В последние годы российские вузы стали уделять больше внимания привлечению иностранных абитуриентов. Почему это важно?
- У этой темы есть несколько аспектов. С одной стороны, образование – это тоже бизнес, а бизнес должен расти и выходить на разные рынки. Иностранные абитуриенты – это представители более широкого спроса. Мы хотим экспортировать образование, расширять число стран, откуда к нам приезжают учиться.
Такие страны как Великобритания, Швейцария или Австралия получают довольно большие доходы от того, что к ним приезжают учиться иностранные студенты. Австралия, например, принимая столько же студентов, сколько и Россия, зарабатывает 18 млрд долларов в год, тогда как Россия - менее 1 млрд долларов. Понятно, что эти доходы вносят вклад в бюджет государства. Перспективы расширения экспорта российского образования, безусловно, есть, и этим надо заниматься.
Портрет иностранного студента: зачем приезжают учиться в Россию
С другой стороны, для тех российских вузов, которые определяют себя как поставщики глобального продукта, присутствие иностранных студентов очень важно и с точки зрения интернационализации образования. У российских студентов в межнациональной среде появляются новые, очень важные компетенции по межкультурной коммуникации. Они учатся общаться в международной среде, формировать команды и работать в международных командах. Важно, чтобы эти компетенции были естественным результатом образования.
Надо еще иметь в виду, что и у иностранных, и у российских абитуриентов сегодня есть выбор вуза и страны обучения. И если они идут в российский вуз, это может служить одним из индикаторов его качества.
Вообще, один из путей повышения качества – приглашать к себе тех, кто более разборчив и требователен. Иностранные студенты очень часто как раз такие. В целом, рост числа иностранных студентов, особенно из тех стран, где вузы находятся на высоких позициях в международных рейтингах, – это очень важный способ изменения качества российского образования.
- С чего, на ваш взгляд, стоило бы начинать формировать имидж вуза – с ремонта и приобретения оборудования, с организации научной и образовательной деятельности, с коммуникации или с чего-то другого?
- То, что вы назвали, – это инструменты, которые надо выбирать только после того, как вуз определил, к кому он обращается. То есть, начинать надо с определения адресата послания.
Не стоит всем вузам копировать друг друга, совсем не обязательно все должны становиться глобальными. Для многих российских вузов основные потребители – это отрасли и компании, которые могут дать достойную работу выпускникам и, например, помогают менять учебный процесс. Это еще и регион, для которого университеты работают, значит, университет должен быть в постоянном контакте с региональными органами власти и представителями общественности региона. После этого университеты должны понять, что для этих людей важнее всего в нашей работе, и развиваться с учетом их запросов.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала