Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (НИЯУ МИФИ) активно развивает программы обмена студентами с зарубежными вузами. Успешным примером такого взаимодействия стало сотрудничество с Токийским университетом технологий. Оно проходит в рамках пятилетней "Российско-японской программы развития человеческих ресурсов в области технологии-лидеров в здравоохранении, медицинской промышленности, ядерной и энергетической промышленности", которая стартовала в 2017 году. О целях и практике сотрудничества с японскими партнерами корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия cегодня" рассказал куратор программы, заместитель директора Института ядерной физики и технологий (ИЯФиТ) НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.
— Георгий Валентинович, с чего началось взаимодействие МИФИ с Токийским университетом технологий?
— Мы сотрудничаем с разными японскими вузами, в том числе и с этим. Токийский университет технологий — один из ведущих технических вузов Японии, и нам особенно приятно, что за последние десятилетия у нас сложились дружеские отношения.
Наше взаимодействие началось в 1990-х годах и, после небольшой паузы, было возобновлено в 2015 году, когда мы подписали очередной меморандум о сотрудничестве. После этого, на фоне улучшения отношений между Японией и Россией, мы попробовали сформулировать совместный проект. Нашим партнерам удалось получить от правительства Японии финансирование стажировок студентов и преподавателей – японских в России и российских в Японии. Была создана "Российско-японская программа развития человеческих ресурсов в области технологии-лидеров в здравоохранении, медицинской промышленности, ядерной и энергетической промышленности".
— Как проходит обмен студентами?
— Наши студенты магистратуры и аспиранты проходят в Токийском институте технологий стажировки продолжительностью в две недели или три месяца. К нам, соответственно, приезжают студенты из Японии. Отбор участников программы проводится на конкурсной основе.
Первые поездки по обмену прошли в 2017 году. Мы посетили японские лаборатории, познакомились с профессорами и высказали пожелания, с кем бы мы хотели сотрудничать. Со своей стороны у себя, в ИЯФиТе, мы также предоставляем зарубежным коллегам возможность выбора.
На днях японские студенты приехали к нам уже во второй раз – четверо на двухнедельную стажировку и один — на трехмесячную. Они распределились по четырем лабораториям.
![Японские студенты в НИЯУ МИФИ Японские студенты в НИЯУ МИФИ](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152908/37/1529083770_0:0:900:600_768x0_80_0_0_353815c9d568e056350d1c311f226e87.jpg)
В рамках визитов в формате мини-конференций проходят российско-японские форумы, где студенты и преподаватели из обеих стран обмениваются презентациями о своих лабораториях и научной работе.
— В чем, на ваш взгляд, смысл подобного обмена?
— Наши японские партнеры ожидают, что программа сотрудничества поможет им привлечь внимание своих студентов к здравоохранению, медицинской, ядерной и энергетической промышленности как к перспективным для Японии направлениям.
Подобный обмен учащимися вполне соответствует и нашей работе по программе повышения конкурентоспособности российских вузов "5-100" и ведется в рамках развития международной активности НИЯУ МИФИ. Такого рода проекты также очень полезны для модернизации магистратуры и аспирантуры нашего вуза.
— Что интересует японцев в первую очередь? Можно предположить, что это темы, связанные с Фукусимой, с безопасностью атомной энергетики…
— Да, конечно, тема ликвидация последствий на АЭС "Фукусима-1" в Японии остается актуальной, и мы сотрудничаем по этой проблеме и за рамками программы обмена студентами.
В прошлом году наши ученые приняли участие в российско-японском семинаре по проблемам Фукусимы. Мы увидели, что японские ученые и инженеры прошли значительный путь по ликвидации последствий катастрофы. Они провели большую работу с пострадавшими блоками и закрыли колпаками разрушенные реакторы. В то же время проблема мониторинга, контроля радиационной обстановки пока решена не до конца.
На фото: схема строящегося комплекса NICA.
![Схема ускорительного комплекса проекта NICA Схема ускорительного комплекса проекта NICA](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152297/28/1522972850_56:0:874:460_768x0_80_0_0_0bf4cf68dba0705444cea5712548f7b1.png)
На фото: схема строящегося комплекса NICA.
На фото: физический макет установки Multi-Purpose Detector (MPD).
![Multi-Purpose Detector (макет) Multi-Purpose Detector (макет)](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152297/49/1522974988_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_c1a294d8b41fcb6d26eec5c24aba8b06.jpg)
На фото: физический макет установки Multi-Purpose Detector (MPD).
На фото: физический макет установки Multi-Purpose Detector (MPD).
![Макет Multi-Purpose Detector (MPD) Макет Multi-Purpose Detector (MPD)](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152297/55/1522975524_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_bc0b220422bfb17255842813b2021946.jpg)
На фото: физический макет установки Multi-Purpose Detector (MPD).
На фото: горизонтальный фокусирующий магнит СП-57 и ионопровод BM@N.
![Горизонтальный фокусирующий магнит СП-57 и ионопровод BM@N Горизонтальный фокусирующий магнит СП-57 и ионопровод BM@N](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/02/1522980282_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_095aeadbda3daca209fe804f74800b75.jpg)
На фото: горизонтальный фокусирующий магнит СП-57 и ионопровод BM@N.
На фото: участок сборки и испытаний сверхпроводящих магнитов.
![Участок сборки и испытаний сверхпроводящих магнитов Участок сборки и испытаний сверхпроводящих магнитов](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/04/1522980485_0:580:5568:3712_768x0_80_0_0_93edcaa9697c2675d9d0bdc261bf8884.jpg)
На фото: участок сборки и испытаний сверхпроводящих магнитов.
На фото: подготовка к электрическим испытаниям магнита.
![Подготовка к электрическим испытаниям магнита Подготовка к электрическим испытаниям магнита](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/09/1522980922_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_d0c70932504035bb008184349f3f437d.jpg)
На фото: подготовка к электрическим испытаниям магнита.
На фото: криостат сверхпроводящего магнита типа "Нуклотрон".
![Криостат сверхпроводящего магнита типа Нуклотрон Криостат сверхпроводящего магнита типа Нуклотрон](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/12/1522981200_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_483e3eacc460c84c1a1170ef6d8f3203.jpg)
На фото: криостат сверхпроводящего магнита типа "Нуклотрон".
На фото: квадрупольный магнит типа "Нуклотрон".
![Квадрупольный магнит типа Нуклотрон Квадрупольный магнит типа Нуклотрон](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/14/1522981475_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_a8e20d6cba127bbbb0ac36f8bdd0ed9a.jpg)
На фото: квадрупольный магнит типа "Нуклотрон".
На фото: cлева – времяпролетная система ToF-700, справа – одна из двух дрейфовых камер установки BM@N.
![Времяпролетная система ToF-700 и дрейфовая камера установки BM@N Времяпролетная система ToF-700 и дрейфовая камера установки BM@N](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/16/1522981626_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_04cd0be1c2a4bfe3674e1f9a8d081d7d.jpg)
На фото: cлева – времяпролетная система ToF-700, справа – одна из двух дрейфовых камер установки BM@N.
![Помещение для коллайдера Помещение для коллайдера](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152298/18/1522981815_0:276:5568:3435_768x0_80_0_0_bc92033c8b3a148fbb0d1aa368fcd07c.jpg)
На фото: схема строящегося комплекса NICA.
На фото: физический макет установки Multi-Purpose Detector (MPD).
На фото: физический макет установки Multi-Purpose Detector (MPD).
На фото: горизонтальный фокусирующий магнит СП-57 и ионопровод BM@N.
На фото: участок сборки и испытаний сверхпроводящих магнитов.
На фото: подготовка к электрическим испытаниям магнита.
На фото: криостат сверхпроводящего магнита типа "Нуклотрон".
На фото: квадрупольный магнит типа "Нуклотрон".
На фото: cлева – времяпролетная система ToF-700, справа – одна из двух дрейфовых камер установки BM@N.
Японские ученые обсуждают с нашими исследователями пути совместного решения этих задач. В МИФИ есть сильные разработки в области детекторов для мониторинга, и мы могли бы предложить зарубежным коллегам свои разработки.
Кроме того, японских исследователей интересуют перспективы развития ядерных технологий. Неслучайно для прохождения практики в нашем институте они выбрали такие направления, как радиационное материаловедение, рентгеноструктурный анализ материалов, радиодетекторы, прецизионное моделирование инновационных ядерных установок и разработка тренажеров для АЭС.
— Какой эффект вы видите от недавних стажировок студентов ИЯФиТ в Японии?
— Наши студенты приобрели колоссальный опыт. Они расширили свой кругозор и получили стимул изучать английский язык и заниматься профессиональным развитием.
Например, наш аспирант Антон Смирнов, который сейчас активно участвует в приеме японской делегации, в прошлом году сам проходил двухнедельную стажировку в Японии. Там он хорошо зарекомендовал себя, и наши партнеры согласовали его кандидатуру на следующую трехмесячную поездку. Можно считать это элементом развития его карьеры. Пример Антона показывает и другим ребятам, что все возможно.
В этом году мы получили около десяти заявок от студентов на участие в программе, и те кого не выбрали, в следующий раз постараются получше представлять свои кандидатуры, это полезно для их развития. Мне кажется, что мы находимся в начале большого интересного пути.
— Японские методы преподавания отличаются от российских?
— В этом году японцы приехали к нам уже второй раз. В первый раз мы начали с экскурсионных лекций, но японцы нас скорректировали: "Нет-нет, нам это неинтересно. Нам нужна индивидуальная работа в лаборатории". Когда наши ребята поехали в Японию, местный подход к стажировке также показался им непривычным: в лаборатории их бросили, как щенят в воду, и сказали: "Делайте вот это".
В то же время, в этой самостоятельности есть и полезное зерно. Опыт незнакомого образовательного процесса обогащает обе стороны, нам есть чему поучиться друг у друга.
— Когда к нам приезжает иностранный студент, мы, как правило, не знаем уровень его подготовки. С одной стороны, мы боимся испугать его сложными заданиями, а с другой стороны, чрезмерно упрощая задания, боимся, наоборот, уронить свое реноме. Но этим и хороши очные стажировки – можно прямо в процессе занятий корректировать работу под реальный уровень подготовки студента. Обратная связь, которую мы получаем от кураторов программы из Японии, показывает, что мы все делаем правильно.
— Как вы предполагаете развивать сотрудничество с Токийским университетом технологий?
— Конечно, цель нашей совместной программы состоит не только в поездках. Мы хотим сформулировать общие проекты и подать совместные заявки на гранты Российского научного фонда с участием студентов. В идеале это позволит студентам участвовать в совместной научной работе, которая может обогатить Россию и Японию с точки зрения развития технологий.