Поддержка одаренных детей, создание для них особых условий обучения, помощь в выборе образовательной и профессиональной траектории становятся одной из магистральных линий в образовательном процессе российских университетов. Вузы-участники Проекта 5-100 занимаются не только поиском талантливых и мотивированных школьников, но и запускают для них социальные лифты "школа-вуз", а затем поддерживают их профессиональное взросление.
От начальной школы до работодателя
Сегодня университет ‒ это не только место, куда человек идет за знаниями, но и центр притяжения талантов, место, где есть возможность для реализации самых смелых амбиций. Большинство вузов заинтересованы в систематической, последовательной работе с детьми начиная с самого раннего возраста.
Например, в Дальневосточном федеральном университете уже с октября стартуют образовательные программы по модели "Сириус". В центре внимания – математика и естественные науки.
Университет поддерживает талантливых школьников на пути осознанного выбора профессии и карьерного роста: в ДВФУ есть собственная сеть лицеев и гимназий, где обучаются ребята с 1 по 11 классы, что позволяет "вести" детей от начальной школы до работодателя на Дальнем Востоке.
По ее словам, со школьниками работают лучшие преподаватели, магистранты, молодые ученые. При этом особое внимание уделяется исследованиям, экспериментам и практическим занятиям на базе современных лабораторий.
Правильный выбор "до", а не "после"
Южно-Уральский государственный университет за прошедшее десятилетие построил свою, достаточно эффективную систему "школа-вуз", которая охватывает больше 300 учебных учреждений Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и Башкортостана.
"Наша задача в том, чтобы школьники еще во время обучения могли сделать правильный выбор. Кроме того, это позволяет создать хороший багаж знаний по тем дисциплинам, которые они будут изучать в вузе", ‒ рассказывает заместитель проректора по учебной работе Юлия Болотина.
В университете действуют Инженерная школа, Школа строителей, малая академия "Биотехнология", академия "Психея" и клуб "Медиапоколение". Два раза в год во время летних и зимних каникул университет проводит научные школы по 15 направлениям подготовки, где ребята узнают особенности той или иной науки методом проектного обучения.
"Большинство из тех, кто проходит проектные смены, идут учиться в к нам или вузы – партнеры, например, Уральский медицинский университет. На проектных сменах у руководителей направлений, кураторов смены, есть возможность присмотреться к детям и помочь каждому из них реализовать свой потенциал", отмечают в пресс-службе УРФУ.
Компетенции "4К"
В Балтийском федеральном университете имени И. Канта придумали и реализовали проект технопарка "Кванториум". Непосредственно на территории вуза сотрудники различных институтов БФУ ведут постоянное менторское сопровождение образовательных траекторий учащихся детского технопарка: это и разработка кейсов, выступления перед учащимися с научно-популярными лекциями, сопровождение проектных команд и экспертная оценка итоговых проектов учащихся.
По его словам, методика "Кванториум" дает детям уникальные компетенции "4К" ‒ критическое мышление, креативность, коммуникация, командность (командное решение проектных задач).
"Звезда будущего"
В Калининграде, на базе БФУ имени И. Канта в этом году запускается новый проект для 10-11 классов "Звезда будущего", в который планируется набрать 400-500 человек. В проекте будет пять направлений: информационно-технологическое, инженерное, педагогическое, медико-биологическое и социо-гуманитарное. Кроме базовой научной подготовки, которую обеспечат преподаватели университета, школьники получат полезные практические навыки: педагогические классы будут заниматься в школах, медицинские ‒ в лечебных учреждениях, информационно-технологические ‒ в IT-компаниях.
ДВФУ так же нацелен на привлечение лучших специалистов и создание современных образовательных методик. "Своеобразным знаком качества образовательных программ университета является участие в них лучших региональных преподавателей, магистрантов и молодых ученых. На Дальнем Востоке мы становимся центром трансляции лучших образовательных практик, реализуемых не только в нашей стране, но и во всем мире. Все это передаем учителям, чтобы они могли внедрять новые технологии в образовательный процесс и не отставать от подрастающего поколения", ‒ говорит заместитель проректора Елена Харисова.
Талант "на прокачку"
Несколько лет при университете работает "Школа одаренных", где ребята реализовывают себя как творческие личности с нестандартным мышлением.
"Для ТюмГУ это чрезвычайно важно, так как в университете реализуются индивидуальные образовательные траектории, поэтому школьники должны быть подготовлены к правильному выбору и осмысленному обучению", ‒ отмечает ректор Валерий Фальков.
В Томском госуниверситете в свою очередь переформатировали магистратуры для специалистов в области образования. Теперь в программы для учителей включен специальный блок – их будут обучать методикам и технологиям работы с одаренными детьми. Педпрактику эти магистранты проходят в Центре развития современных компетенций детей на базе ТГУ, в томском "Кванториуме" и в ведущих вузах России и зарубежья.