Рейтинг@Mail.ru
От идеи до утилизации: как готовят инженеров для задач полного цикла - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

От идеи до утилизации: как готовят инженеров для задач полного цикла

Сибирский федеральный университет выпустил первых бакалавров, подготовленных по особой методике инженерного образования CDIO. О том, что представляет собой эта новая для России программа, подробно рассказала куратор проекта CDIO, советник ректора СФУ Наталия Гафурова.

‒ На днях в СФУ состоялся первый выпуск инженерного бакалавриата CDIO. В чем суть этого пилотного проекта? И почему многие эксперты называют его элитарным и затратным?

‒ CDIO ‒ международная инициатива, которая зародилась в Америке в Массачусетском технологическом университете чуть более 10 лет назад в ответ на кризис инженерного образования.

Вузы России: навигатор абитуриента - 2018
Как поступить в вузы России: Навигатор - 2018
Кризисные явления в этой сфере наблюдаются во всех странах мира: выпущенные специалисты не способны решать инженерные задачи в полном инженерном цикле ‒ от идеи до утилизации продукта. Выпускники университетов, к сожалению, способны управлять лишь фрагментом процесса инженерной деятельности.

Когда мы пытались понять, что такое инженерное образование нового поколения, то спросили об этом многих работодателей. Все они были едины во мнении: "теоретическая подготовка выпускников замечательная, но к живой деятельности в инженерии это не имеет никакого отношения".

Сегодня, как и 10-20 лет назад, начинающему инженеру на предприятии советуют забыть все, чему его учили в вузе. Даже дипломные и практические работы в университетах далеки от реальной инженерной деятельности. В этом смысле мы посчитали, что проект CDIO, инициированный в Сколково Сколтехом, может быть крайне полезен – он практико-ориентирован и четко увязан с работодателем. Студенты с перового дня обучения занимаются конкретными инженерными проектами, самостоятельно придумывают новые продукты или технологии, ведут конструкторские работы.

В CDIO реализуются 12 образовательных стандартов, в разработке которых участвовали ведущие международные эксперты в области высшего инженерного образования. Собранные воедино стандарты представляют определенную систему, при максимальной реализации которой мы получаем новые образовательные эффекты.

‒ Какие новые дисциплины были введены?

Здание сибирского федерального университета
В СФУ разработан проект профстандарта для переводчиков
‒ В последние годы в инженерии происходят глобальные явления, связанные с такими понятиями как экологизация, профессиональная ответственность за свой труд и пр. В Японии, например, 4 года студенты проходят курс "Инженерная этика". Курс отвечает на два простых вопроса: чем поможет данное инженерное изобретение человеку и что будет после того, как это устройство перестанет использоваться. Сейчас у нас тоже введена такая учебная дисциплина пока не большим объемом.

Более того, ряд дисциплин нам пришлось поменять, серьезно пересмотреть перегруженную теорию и ввести на первый взгляд очень странные для рядового инженерного вуза направления подготовки, например, "Бережливое производство", "Промышленный  дизайн", "Управление проектами" и другие.

Дисциплину "История", которую традиционно изучают в школе и в вузе, мы посчитали возможным заменить на "Историю и философию науки и техники производства" (программа разработана на идеях полученных нами в Новосибирском академгородке). При ее изучении студенты увязывают инженерные достижения с историей человечества, рассматривают их как драйвер развития общества, ищут причинно-следственные связи. Они совершено иначе воспринимают исторические факты, понимая какую роль в это время сыграли инженерные открытия. В результате нашим преподавателям истории пришлось существенно пересмотреть собственную концепцию преподавательской работы, вступить в коммуникацию с преподавателями инженерных дисциплин.

Аналогично с дисциплиной по иностранным языкам: мы были вынуждены усилить языковую подготовку учащихся. Первые два года студенты изучают язык в обязательном порядке, а затем выбирают профессиональный и отраслевой язык. Ребята свободно работают с базами и международными журналами. В этом смысле они порой оказываются более компетентными в ряде вопросов, чем их дипломные руководители, не имеющие такой языковой подготовки.

‒ Какие проблемы возникают в ходе реализации проекта?

Сибирский Федеральный Университет
СФУ направит на поддержку талантливых абитуриентов более 25 млн рублей
‒ Главная проблема ‒ кадры. Чтобы программа попала в проект CDIO, должны быть выполнены два критерия отбора. Первое ‒ это "живой работодатель", который готов войти в учебный процесс не формально, как это часто бывает, а реально участвовать в оценке работ, вести дисциплины. Такие вещи у нас уже сложились. Программа реализуется в партнерстве с ОАО "РУСАЛ", ПАО "Газпром", ООО "Сибирская генерирующая компания" и другими работодателями.

Второй критерий – инициативные преподаватели, которые не удовлетворены своим текущим преподавательским трудом и пытаются найти что-то новое, профессионально развиваться. Мы очень много вкладываем в повышение квалификации преподавателей. Образование ‒ высокотехнологичная отрасль. Если мы не заведем сюда новые технологии работы с людьми, мы мало что получим на выходе.

Каждый преподаватель ежегодно проходит 1-2 курса повышения квалификации. Это предусмотрено в образовательных стандартах: один стандарт про обязательное повышение квалификации любого преподавателя на предприятии у работодателя, чтобы было понимание современного контекста инженерии, а второй – про обязательное совершенствование преподавательских компетенций.

‒ Вам удалось до конца преодолеть кадровые проблемы?

‒ Не совсем. Надо понимать, что образование консервативно. Мы ощущаем высокое сопротивление изменениям и в управлении, и в обычных преподавательских коллективах. Мы создаем новое сообщество, иногда даже нарушаем каноны, например, канон автономной деятельности преподавателя, когда тот заходит в аудиторию, где он один "царь и бог…". Нет, у нас командная работа, часто в аудитории ведут занятия 2-3 преподавателя, иногда на разных языках одновременно.

Профессор Серж Леклер провёл курс лекций для магистрантов и аспирантов Института нефти и газа СФУ
Эксперт: среди новых направлений СФУ – подготовка инженеров нового типа
CDIO требует интегрированные дисциплины, задания и занятия. Например, когда на английском языке учащиеся разбирают какое-то физическое устройство или собирают его по принципу "убери лишнее". Коммуницировать можно только на иностранном языке.

Кроме того, мы применяем игровую технологию обучения, которая сейчас очень популярна в мире. Чтобы ребят как-то эмоционально включить в процесс обучения, первый семестр они играют в СТЕМ игру, главная задача которой состоит в том, чтобы они осознали, что без физики и математики и т.п. ни одного инженерного устройства не случится. Так мы мотивируем студентов на изучение сложных дисциплин, которые всегда тяжело даются на первом курсе.

‒ Каждый студент прикладного бакалавриата обязательно выполняет персональный или групповой проект и получает по итогам экспертно-публичную оценку. Есть какие-нибудь интересные студенческие работы?

Ученый делает тест в лаборатории
СФУ запустил проект "5 шагов в будущее"
‒ Недавно наши студенты реализовали проект по усовершенствованию инвалидной коляски для паралимпийских керлингистов. Другой проект ‒ нестандартная детская лавочка вокруг ветвистого экзотического дерева, которое выглядит так сказочно, что располагает к игре. Кроме того, они придумали и разработали техническое устройство для сварки, позволяющее сделать очень длинный ровный шов. Сварку такого шва не выдерживает человеческая рука – мы можем дотянуться не более метра. Еще они изобрели аппарат, который способен обеспечить ритмичную круговую сварку трубы.

Есть у нас и очень любопытная студенческая разработка "Физика для школьников", наглядно показывающая физические явления, и социальные проекты, например, спроектированные места для сбора макулатуры и батареек. Студентов много ‒ все работы очень разноплановые.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала