Сибирский федеральный университет выпустил первых бакалавров, подготовленных по особой методике инженерного образования CDIO. О том, что представляет собой эта новая для России программа, подробно рассказала куратор проекта CDIO, советник ректора СФУ Наталия Гафурова.
‒ На днях в СФУ состоялся первый выпуск инженерного бакалавриата CDIO. В чем суть этого пилотного проекта? И почему многие эксперты называют его элитарным и затратным?
‒ CDIO ‒ международная инициатива, которая зародилась в Америке в Массачусетском технологическом университете чуть более 10 лет назад в ответ на кризис инженерного образования.
Когда мы пытались понять, что такое инженерное образование нового поколения, то спросили об этом многих работодателей. Все они были едины во мнении: "теоретическая подготовка выпускников замечательная, но к живой деятельности в инженерии это не имеет никакого отношения".
Сегодня, как и 10-20 лет назад, начинающему инженеру на предприятии советуют забыть все, чему его учили в вузе. Даже дипломные и практические работы в университетах далеки от реальной инженерной деятельности. В этом смысле мы посчитали, что проект CDIO, инициированный в Сколково Сколтехом, может быть крайне полезен – он практико-ориентирован и четко увязан с работодателем. Студенты с перового дня обучения занимаются конкретными инженерными проектами, самостоятельно придумывают новые продукты или технологии, ведут конструкторские работы.
В CDIO реализуются 12 образовательных стандартов, в разработке которых участвовали ведущие международные эксперты в области высшего инженерного образования. Собранные воедино стандарты представляют определенную систему, при максимальной реализации которой мы получаем новые образовательные эффекты.
‒ Какие новые дисциплины были введены?
Более того, ряд дисциплин нам пришлось поменять, серьезно пересмотреть перегруженную теорию и ввести на первый взгляд очень странные для рядового инженерного вуза направления подготовки, например, "Бережливое производство", "Промышленный дизайн", "Управление проектами" и другие.
Дисциплину "История", которую традиционно изучают в школе и в вузе, мы посчитали возможным заменить на "Историю и философию науки и техники производства" (программа разработана на идеях полученных нами в Новосибирском академгородке). При ее изучении студенты увязывают инженерные достижения с историей человечества, рассматривают их как драйвер развития общества, ищут причинно-следственные связи. Они совершено иначе воспринимают исторические факты, понимая какую роль в это время сыграли инженерные открытия. В результате нашим преподавателям истории пришлось существенно пересмотреть собственную концепцию преподавательской работы, вступить в коммуникацию с преподавателями инженерных дисциплин.
Аналогично с дисциплиной по иностранным языкам: мы были вынуждены усилить языковую подготовку учащихся. Первые два года студенты изучают язык в обязательном порядке, а затем выбирают профессиональный и отраслевой язык. Ребята свободно работают с базами и международными журналами. В этом смысле они порой оказываются более компетентными в ряде вопросов, чем их дипломные руководители, не имеющие такой языковой подготовки.
‒ Какие проблемы возникают в ходе реализации проекта?
Второй критерий – инициативные преподаватели, которые не удовлетворены своим текущим преподавательским трудом и пытаются найти что-то новое, профессионально развиваться. Мы очень много вкладываем в повышение квалификации преподавателей. Образование ‒ высокотехнологичная отрасль. Если мы не заведем сюда новые технологии работы с людьми, мы мало что получим на выходе.
Каждый преподаватель ежегодно проходит 1-2 курса повышения квалификации. Это предусмотрено в образовательных стандартах: один стандарт про обязательное повышение квалификации любого преподавателя на предприятии у работодателя, чтобы было понимание современного контекста инженерии, а второй – про обязательное совершенствование преподавательских компетенций.
‒ Вам удалось до конца преодолеть кадровые проблемы?
‒ Не совсем. Надо понимать, что образование консервативно. Мы ощущаем высокое сопротивление изменениям и в управлении, и в обычных преподавательских коллективах. Мы создаем новое сообщество, иногда даже нарушаем каноны, например, канон автономной деятельности преподавателя, когда тот заходит в аудиторию, где он один "царь и бог…". Нет, у нас командная работа, часто в аудитории ведут занятия 2-3 преподавателя, иногда на разных языках одновременно.
Кроме того, мы применяем игровую технологию обучения, которая сейчас очень популярна в мире. Чтобы ребят как-то эмоционально включить в процесс обучения, первый семестр они играют в СТЕМ игру, главная задача которой состоит в том, чтобы они осознали, что без физики и математики и т.п. ни одного инженерного устройства не случится. Так мы мотивируем студентов на изучение сложных дисциплин, которые всегда тяжело даются на первом курсе.
‒ Каждый студент прикладного бакалавриата обязательно выполняет персональный или групповой проект и получает по итогам экспертно-публичную оценку. Есть какие-нибудь интересные студенческие работы?
Есть у нас и очень любопытная студенческая разработка "Физика для школьников", наглядно показывающая физические явления, и социальные проекты, например, спроектированные места для сбора макулатуры и батареек. Студентов много ‒ все работы очень разноплановые.