В Белгороде завершился межвузовский форум "Опорные университеты ‒ драйверы развития регионов", на котором ректоры 33 опорных вузов решали, чем же они могут помочь своим регионам. О новых миссиях регионального высшего образования рассказал ректор Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Сергей Глаголев.
‒ Губернатор Евгений Савченко пообещал, что в ближайшие 5 лет Белгородская область должна войти в топ-10 самых эффективных субъектов РФ. Чем в этой ситуации может помочь региону опорный вуз?
В связи с этим мы планируем пересмотреть подходы к продвижению малых инновационных предприятий (МИП). Вуз – структура, которая занимается образованием, наукой и инновациями. Но у нас нет служб логистики и маркетинга. Однако эти службы есть в крупных корпорациях. Нам нужно найти "точки входа" МИПов в крупные корпорации, чтобы получить в распоряжение весь спектр маркетинговых и логистических услуг.
Очевидно, необходимо пробовать разные варианты: ученые и сами будут продвигать свою продукцию, а также использовать площадку, которую дает университету крупный бизнес. В этот процесс включился губернатор, создав региональный Совет по инновационно-технологическому развитию.
‒ Опорный университет ‒ статус, который дает преференции, но и накладывает обязательства. Что, на ваш взгляд, сейчас перевешивает?
‒ Не могли бы вы пояснить, что такое "университет 3.0"?
‒ К 2021 году БГТУ должен стать многопрофильным университетом предпринимательского типа. В вузе, помимо образования и науки, будут активно развиваться предпринимательские инновации, в результате чего большинство вузовских научных разработок будут внедряться в жизнь.
Мы намерены сделать так, чтобы доходы от предпринимательской деятельности были в 5 раз выше, чем от образовательной деятельности. Если от образовательной деятельности мы получаем порядка 1 млрд рублей, то предпринимательская деятельность должна приносить не менее 5 млрд.
‒ Появятся ли в связи с такой трансформацией вуза новые направления подготовки?
До объявления этой программы у нас в области таких специалистов никто и никогда не готовил. В этом году в БГТУ уже состоялся первый выпуск квалифицированных специалистов по холодильному оборудованию.
‒ БГТУ не является участником Проекта 5-100, не получает существенных государственных дивидендов на продвижение бренда за рубежом. Но при этом у вас хорошие показатели по присутствию иностранных студентов. За счет чего это происходит?
‒ Примерно с 2000 года мы начали приглашать в вуз работников посольств разных государств, проводили им экскурсии, демонстрировали, что университет ‒ один из лидеров по безопасности и удобству: территория закрыта, охрана обеспечена, вся инфраструктура предусмотрена (от магазинов и ремонтных мастерских до профилакториев). У студента нет необходимости выходить за территорию кампуса. Также мы провели ряд международных конференций и форумов. Иностранным гостям все это нравилось, и к нам потянулись студенты из разных стран.
В 2017 года мы перешагнули цифру 1700 иностранных студентов. Их было бы еще больше, если бы не нюансы миграционного законодательства, которое не совсем лояльно настроено на привлечение иностранных студентов в Россию. Только в прошлом году мы потеряли из-за этого более 100 иностранных студентов: они выехали из России, а вернуться не смогли.
Во всем мире любой иностранный студент имеет законодательное право свободно подрабатывать где ему удобно. И только у нас в России он вправе работать исключительно на территории университета в свободное от учебы время, иначе его сразу депортируют на родину.
В разных странах предприятия, которые берут на работу студента, получают за это существенные льготы. В этом смысле мне очень отрадно, что буквально недавно в законодательство были внесены коррективы, касающиеся работы стройотрядовцев. Предприятие, которое принимает на работу студентов из стройотрядов, освобождается от 35-процентного социального налога. За счет этого получается приличная экономия. Если раньше нам приходилось упрашивать работодателей взять на работу студенческий отряд, то сейчас они сами к нам в очередь выстраиваются.
Только в БГТУ 1200 студентов входят в строительные отряды. Эти студенты за летний период зарабатывают вполне, чтобы самостоятельно оплатить свою учебу в университете.
‒ Что конкретно регион делает для того, чтобы ваши выпускники остались в регионе? Какие преференции предусмотрены для молодых ученых?
‒ На мой взгляд, необходимо создавать такие условия, чтобы без всяких преференций человек хотел жить именно здесь. Для этого у нас делается очень многое.
Одно из направлений ‒ закрепление перспективных молодых людей на Белгородчине посредством оказания им помощи в строительстве индивидуального жилья. Мы выбираем наиболее перспективных молодых ученых, работающих в вузе. Технический совет рассматривает их наработки по докторской диссертации, дает свое заключение, затем кандидатуру рассматривает Ученый совет.
По итогам мы обращаемся к губернатору, и он для одобренных кандидатов выделяет земельные участки. Мы в свою очередь выделяем каждому кандидату до 1 миллиона рублей на закупку строительных материалов. Таким образом, более 50 наиболее перспективных и молодых ученых построили здесь свои дома и закрепились на работе в нашем университете. Этой молодежи просто незачем уезжать в Москву.