МОСКВА, 21 апр — РИА Новости. Проректор НИУ "ВШЭ" Мария Юдкевич и научный сотрудник Института институциональных исследований университета Илья Прахов проанализировали источники возникновения и распространения неравенства в доступе к высшему образованию в условиях ЕГЭ.
Эксперты отметили, что "семья продолжает играть очень важную роль в образовательных успехах ребенка". Согласно представленным данным, дети родителей с университетскими дипломами получают более высокие баллы на ЕГЭ, чаще становятся студентами элитных вузов.
Вместе с тем было зафиксировано, что уровень подготовки по математике и русскому языку девятиклассников, условно отнесенных учеными к группе "троечников по ОГЭ", претерпел к моменту сдачи ими единого госэкзамена существенную трансформацию.
Аналогичная картина наблюдалась и по математике, в пользу семей с высоким уровнем дохода. Исследователи предположили, что эти различия определяются инвестициями в дополнительную подготовку к ЕГЭ. Дальнейшие изыскания подтвердили эту гипотезу. Однако значимыми, по их словам, "являются инвестиции только в подготовительные курсы в вузе и только для наиболее обеспеченных семей".
"Рассматривая ситуацию в домохозяйствах низкого, среднего и высокого уровня достатка, мы обнаружили, что только в наиболее богатых семьях дополнительная подготовка способствует увеличению баллов на ЕГЭ. Вероятно, богатые родители имеют доступ к более разнообразному набору подобных услуг. И получают шанс выбрать наилучшие", – заявил один из авторов исследования.
"Имущественный" канал неравенства, ретранслируемый от поколения к поколению, может, по его мнению, затруднять выполнение образованием функции социального лифта.
Взвешивая факторы, влияющие на решение поступающего в вуз сменить регион, исследователи пришли к выводу, что юноши здесь являются более мобильными, чем девушки. Среди прочих важных показателей образовательной мобильности они назвали успеваемость учащегося и социально-экономические характеристики региона.
"Наши модели показывают, что чем выше среднемесячная зарплата в "университетском регионе", и чем она ниже в регионе, где абитуриент окончил школу, тем больше вероятность образовательной мобильности", – зафиксировали авторы доклада. При этом они пояснили, что выстраивая образовательную стратегию, молодые люди стараются ехать туда, "где жизнь дешевле, а зарплаты выше".