Старейший экономический вуз России – РЭУ им. Г.В. Плеханова отмечает 110-летий юбилей. Ректор университета Виктор Гришин поделился с корреспондентом РИА Новости Юлией Осиповой своим видением будущих трендов в экономическом образовании.
- Виктор Иванович, РЭУ (ранее Московский коммерческий институт) в свое время стал первым экономическим вузом России. 110 лет для высшего учебного заведения экономического профиля – мало или много? Как вы полагаете, готов ли вуз к современным вызовам "новой экономики"? И соответствует ли университет запросам завтрашнего дня?
Соответствует ли университет запросам завтрашнего дня – покажет время. Все эти годы нам удавалось идти в ногу со временем, готовить востребованных специалистов. Выпускники университета работают в 82 регионах страны и за рубежом, 4% выпускников ежегодно становятся индивидуальными предпринимателями. Показательно, что по параметру представленности выпускников в составе правления крупнейших компаний из списка "Эксперт-400" РЭУ занимает 4-е место.
В своей стратегии мы предусматриваем анализ перспективных направлений подготовки, которые дают выпускникам компетенции, необходимые для профессий будущего: управление концентрацией внимания, эмпатия, эмоциональный интеллект, работа в междисциплинарных средах, понимание принципов работы общества, информационная гигиена, гибкость и адаптивность. Люди с такими навыками смогут обеспечить стабильность себе, своей компании, своей стране.
- Как вы оцениваете востребованность сегодняшних выпускников — экономистов, товароведов, коммерсантов?
— В любые времена на любой работе всегда будет востребован хороший специалист. Начиная с 1907 года, Плехановка готовит универсальных экономистов, способных проявить себя в самых разных областях. Выпускники финансового факультета, например, уже на третьих-четвертых курсах находят себе работу по профилю, успешно совмещают ее с учебой. Их принимают как гиганты "большой четверки", так и государственные структуры, коммерческие банки.
Кроме того, Плехановка является лидером в области подготовки профессиональных кадров – коммерсантов и товароведов. Мы готовим молодых людей, которые умеют эффективно управлять товарными категориями, оценивать качество, безопасность и конкурентоспособность товаров, определять их подлинность, выявлять фальсификацию и обосновывать рыночную стоимость. До 94% наших выпускников – коммерсантов и товароведов – трудоустраиваются по специальности в первый год после выпуска.
В настоящий момент самая популярная сфера в экономике – это ритейл. У вуза имеются партнерские отношения почти со всеми крупными игроками в этом сегменте рынка (Метро СС, Ашан, ОБИ, Леруа Мерлен, Летуаль, М-Видео, Касторама, Юникло и пр.). А наши выпускники-товароведы, занимающиеся ювелирными изделиями, имеют возможность получать практику в Гохране России (партнере университета с 2014 года).
- Существуют ли в вузе образовательные лакуны, где вы видите потенциальный прорыв "странового" и международного масштаба?
— Сегодня главной проблемой любого вуза является кадровый состав. К сожалению, много лет подряд молодежь предпочитала научной и образовательной деятельности бизнес. В итоге в высшей школе страны было "выбито" среднее возрастное звено – те, кому 34-45 лет. Эту проблему мы успешно решаем в рамках программы омолаживания кадрового состава.
Следующая проблема – укрепление научной базы. У вуза славная научная история. Естественно, мы продолжаем развивать традиционные для РЭУ тематики. Я имею в виду разработку математико-статистических методов обработки массивов данных, поиск современных механизмов маркетинга, исследование трендов и прогноз развития региональных экономик, денежно-кредитной системы и бюджетно-налоговой сферы.
Однако если обращаться к прошлому, можно отстать навсегда. Поэтому мы проводим исследования прорывного характера. К таким можно отнести использование "облачных технологий" и аналитики "Больших данных" для решения сложных социально-экономических проблем, разработку биоразлагаемых полимерных композиционных материалов, перспективных биопластиков и биокомпозитов.
Особое внимание мы уделяем поиску новых форм обучения управлению социально-экономическими процессами. В вузе создан Ситуационный центр, обучающий работе с реальными, визуализируемыми данными. В Ситуационном центре также сформирована система имитационных игр, вырабатывающих у бакалавров, магистров и аспирантов понимание последствий принимаемых ими решений.
- Согласно списку Forbes, РЭУ им. Плеханова занимает 4-е место среди российских вузов по количеству выпускников-миллиардеров. Но согласитесь, что речь идет о людях старой формации. Готов ли вуз обучить будущего нового "Билла Гейтса"?
— 4-е место среди российских вузов по количеству выпускников-миллиардеров (восемь человек) – это действительно признание высокого качества подготовки экономистов и менеджеров в нашем университете. Но вхождение в список Forbes – результат многолетнего развития бизнеса. Я уверен, что через несколько лет в этом списке обязательно появятся новые фамилии наших выпускников.
Наша задача заключается не только в обеспечении высокого качества подготовки экономистов и менеджеров, но и формировании у них навыков предпринимательской деятельности для создания собственного бизнеса. Для этого в вузе есть высокопрофессиональные преподаватели, хорошая учебная база, лаборатории, успешно работает бизнес-инкубатор. А когда созданы такие условия для обучения и развития студентов, то и появление среди наших выпускников нового "Билла Гейтса", я уверен, не заставит себя долго ждать.
- Как вы сами видите дальнейшую профессиональную трансформацию вуза?
— Преимущество сложившейся образовательной модели РЭУ — сочетание экономического и управленческого образования, ориентированного на практику, сильной математической и правовой подготовки и использования информационных технологий. При разработке стратегии повышения конкурентоспособности университета мы старались учесть эти особенности.
Стратегическая цель университета на период до 2021 года — построение эффективной многоуровневой системы непрерывного образования в сфере экономики и смежных областях знаний. Наша стратегия направлена на повышение конкурентоспособности на национальном и международном уровне за счет интернационализации научно-исследовательской и образовательной деятельности и формирования эффективной системы обеспечения качества научных исследований и образовательных программ.
Интернационализация всех видов деятельности приходит на смену традиционной международной работе, которая ранее заключалась преимущественно в обмене преподавателями и студентами. За свою более чем столетнюю историю РЭУ накопил богатый опыт международной деятельности. Еще в первые годы своей работы Московский коммерческий институт стал налаживать связи с зарубежными учебными заведениями, дореволюционные профессора переписывались с иностранными коллегами, ездили на стажировки за границу.
Сегодня международное сотрудничество университета находится на совершенно другом уровне: университет имеет около 130 двухсторонних соглашений с университетами и исследовательскими институтами из более чем 40 стран, работает по трем проектам европейской программы международного сотрудничества Erasmus, реализует программы двойного диплома с 20 европейскими университетами, в основном из Германии, Франции, Нидерландов и скандинавских стран.
- Что вы ждете от нового российского министра образования?
— Прежде всего, мы ожидаем предложений по совершенствованию института целевого приема и целевого обучения по программам высшего образования, а также решение вопроса о целесообразности целевого приема на обучение за счет бюджетных ассигнований по образовательным программам среднего профессионального образования.
В свою очередь мы готовы предложить использовать опыт Плехановского университета для оказания поддержки в реализации совместных с работодателями целевых программ, что не только оптимизирует расходы на администрирование программ и выделение бюджетных мест, но и обеспечит создание нового поколения молодежи, способного пополнить интеллектуальную и бизнес-элиту России.
Еще одно наше предложение связано с нашими успехами по формированию предпринимательской среды. Мы готовы использовать свой научный потенциал для совместного с Министерством образования и науки исследования проблем развития предпринимательства в регионах России и предложения мер по решению таких проблем с учетом специфики конкретного региона.