МОСКВА, 9 сен — РИА Новости. Мониторинг качества приема в российские вузы в 2016 году показал, что в стране растет популярность педагогических специальностей, а наиболее сильные абитуриенты по-прежнему отдают предпочтение социально-экономическим и гуманитарным направлениям. Эксперты также отметили, что качество приема на инженерные направления в ведущих учебных заведениях практически сравнялось с экономическими и медицинскими. При этом в стране усиливается дифференциация вузов на "сильных" и "слабых".
Подобный анализ проводится ежегодно с 2009 года и охватывает все государственные вузы, зачисление в которые проводится преимущественно по результатам ЕГЭ (в рейтинге не учитываются учебные заведения творческой направленности и вузы силовых ведомств).
Мониторинг 2016 года отражает данные 425 вузов, тогда как в 2015-м учитывались показатели 441 учебного заведения. По словам эксперта, сокращение связано с объединением ряда университетов.
"Бюджетный прием в российские вузы, участвующие в мониторинге, в 2016 году сократился примерно на 5% и составил 275 тысяч мест. Платный прием при этом сохранил объем прошлого года — 140 тысяч мест", — рассказал РИА Новости ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Качество приема растет
Согласно данным мониторинга, в 2016 году из 68 укрупненных направлений подготовки в 23 случаях среднее качество бюджетного приема выросло более чем на полтора балла, лишь по двум направлениям (международные отношения и охрана памятников) этот показатель упал.
По данным мониторинга, вузами-лидерами по качеству приема на бюджетные места (с набором свыше 300 человек) стали МГИМО, МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ, МИФИ, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, Университет ИТМО, РАНХиГС, МГЛУ.
При этом в топ-25 вузов качество приема улучшилось. Самый значительный рост показали Университет ИТМО, Московский государственный лингвистический университет, НИУ ВШЭ (Москва).
"Если в 2015 году в стране было всего два вуза со средним показателем 90 баллов и выше, то сегодня группа 90+ выросла вдвое: в нее вошли НИУ ВШЭ и Санкт-Петербургский государственный университет", — отметил Кузьминов.
Дифференциация вузов на "слабые" и "сильные"
По большинству направлений подготовки эксперты отметили, что у вузов-лидеров средний балл растет, а аутсайдеров падает, то есть между ними увеличивается разрыв.
"Такая динамика ("слабые вузы опускаются еще ниже — сильные растут") наблюдается по большинству инженерных и технологических направлений (автоматика и управление; архитектура и строительство; геодезия; информатика и вычислительная техника; информационная безопасность; материаловедение; машиностроение; приборостроение и оптотехника; технологические машины и оборудование; транспортные средства; экология; электронная техника и радиотехника; энергетика и энергетическое машиностроение), а также естественнонаучных направлений классических университетов (биология, география, математика, физика, химия)", — пояснил ректор ВШЭ.
По словам Кузьминова, этот тренд объясняют два фактора: рост востребованности инженеров и специалистов в области естественных наук и увеличение числа бюджетных мест на эти направления.
"В противоположность этому, направления, где бюджетный прием стабилизирован или даже снижается относительно потребности (на таких социально-экономических, гуманитарных направлениях и в здравоохранении) демонстрируют неизменный или повышающийся средний балл по всему спектру качества вузов. Как правило, именно на этих направлениях вузы имеют самый значительный платный прием, поглощающий спрос абитуриентов с низким и средним уровнем ЕГЭ", — подчеркнул Кузьминов.
Растет популярность педагогических направлений
Эксперт отметил, что самые серьезные изменения характерны для педагогических специальностей: по сравнению с прошлым годом существенно выросла доля абитуриентов, зачисленных с баллами выше 70 (46% против 36% в 2015-м), а доля слабых студентов (с баллами ниже 56) сократилась с 19% до 15%.
Лидеры
Кузьминов отмечает, что важную роль играет положение вуза в группах по направлениям подготовки — большинство студентов выбирает сначала специальность, а потом уже учебное заведение.
В этом отношении группа лидеров практически та же, что и в общем рейтинге: МГИМО и МФТИ входят в тройку лидеров абсолютно по всем специальностям, на которые вели набор.
Из 18 реорганизованных вузов Москвы и Санкт-Петербурга практически все смогли улучшить качество приема. Исключение составляет лишь Московский государственный университет дизайна и технологии, к которому присоединили два вуза совершенно разного профиля ("классическую" Академию Маймонида и университет пищевых технологий).
"В остальных случаях объединялись вузы близкого профиля, и это дало позитивный эффект: вузы смогли укрупнить образовательные программы, выбрать лучших преподавателей. Такой эффект есть и в случае экономического вуза (РЭУ им. Плеханова смог сохранить качество приема при присоединении заведомо более слабого МЭСИ), и в случае Машиностроительного и Технологического университетов", — отметил Кузьминов.
Платный прием
Лидерами по качеству платного приема в 2016 году стали МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ.
Кузьминов выделил четыре модели изменений в платном приеме. Первая заключается в повышении качества при сокращении числа поступающих. В качестве примера ректор ВШЭ привел Университет ИТМО (балл вырос с 64,0 до 74,2 балла, а контингент студентов сократился на 44%), МГМУ им. Сеченова (балл увеличился с 68,2 до 70,2 балла, а число поступающих сократилось вдвое), НИЯУ МИФИ (балл вырос с 76 до 77,4, а контингент сократился на 77%).
В ряде вузов Кузьминов отметил повышение качества приема при сохранении или увеличении числа абитуриентов. Так, в МГПУ балл вырос с 65,4 до 68,2, контингент — на 55%; в Томском "политехе" балл увеличился с 62,8 до 65,5, а число абитуриентов — на 25%; в НИУ ВШЭ балл вырос на два пункта, а прием — на 50%.
Остальные учебные заведения показали ухудшение качества приема при сокращении набора студентов. Таких вузов немного, в качестве примера Кузьминов привел Уральский университет путей сообщения, где прием сократился на 15%, а балл упал с 58,1 до 52,9.