Рейтинг@Mail.ru
Эксперт МИФИ: каждый ученый должен знать, что такое импакт-фактор - РИА Новости, 21.12.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Эксперт МИФИ: каждый ученый должен знать, что такое импакт-фактор

© Пресс-служба НИЯУ "МИФИ"Татьяна Стукалова
Татьяна Стукалова
Начальник центра информационного обеспечения учебно-научной деятельности НИЯУ МИФИ Татьяна Стукалова полагает, что сегодня недостаточно быть просто хорошим преподавателем и уметь писать научные статьи, нужно еще правильно подбирать журналы для публикаций и владеть библиометрическими инструментами.

В Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ" прошла международная научная конференция "Коммуникации в мультикультурном обществе". Начальник центра информационно-библиотечного обеспечения учебно-научной деятельности вуза Татьяна Стукалова ответила на вопросы корреспондента РИА Новости Юлии Осиповой.

- На конференции "Коммуникации в мультикультурном обществе", которая прошла в НИЯУ МИФИ, Вы заявили о необходимости повышения публикационной активности ученых и преподавателей. Кому и для чего это надо?

— Для российских университетов эта тема особенно актуальна, поскольку публикации и цитируемость – важнейшие показатели для решения задач по вхождению в мировые рейтинги. Для повышения публикационной активности используются самые разные механизмы.

От претендентов на должность научно-педагогических работников во многих вузах требуют наличия публикаций в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, причем учитывается не только количество публикаций, но и качество самих журналов.

Очевидно, что круг компетенций педагогов сегодня расширяется: уже недостаточно быть просто хорошим преподавателем и уметь писать научные статьи, нужно правильно подбирать журналы для своих публикаций, ориентироваться в бесконечном потоке научной литературы, уметь пользоваться информационно-библиотечными сервисами и цитатными базами данных, владеть библиометрическими инструментами.

- Не слишком ли много навалилось на преподавателей? Они должны быть педагогами, учеными, менеджерами, PR-менеджерами – и учебные планы составлять, и наукой заниматься, и за индексами Хирша следить. 

— Действительно, навалилось, причем навалилось еще в 2012 году (Указ Президента от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"), однако полное осознание важности и сложности всего этого у многих наступает только сейчас. Без понимания механизмов публикационной деятельности у преподавателя отсутствует понимание конечной цели, направленной на интеграцию в мировое образовательное и научное пространство.

Зарубежные ученые большую часть времени тратят на написание статей и отчетов, а вовсе не на научные эксперименты и обработку результатов. Российские же ученые больше исследуют, но гораздо меньше пишут, не всегда доводя исследование до конечного результата – до опубликования в авторитетных научных изданиях. 

Как показывает практика, уровень владения библиометрическими инструментами еще недостаточно высок у многих научно-педагогических работников, причем это можно сказать про всех участников образовательного процесса, включая студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов. Все, так или иначе, должны быть вовлечены в этот процесс, иметь минимальный набор знаний и навыков в сфере наукометрии.

- Что входит в этот минимальный набор?

— Наиболее известны такие показатели, как индекс Хирша (h-индекс), импакт-фактор журнала, средневзвешенный или совокупный импакт-фактор журналов, в которых были опубликованы статьи, индикаторы цитируемости. Чаще всего исследуется множество статей организации или ученого, опубликованных за определенный период времени, так называемое, "публикационное окно". Не менее важен временной интервал – "окно цитирования".

В минимальный набор также входит умение работать с базами данных Scopus, Web of Science, РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), пользоваться сервисами навигации по информационно-библиотечным ресурсам университета ("дискавери сервисы"). 

Освоить все это не так сложно. В МИФИ есть даже специальная дисциплина "Информационное пространство преподавателя инженерного вуза", в рамках которой аспиранты получают представление о технологиях работы со специализированными информационными ресурсами на примере SciVal и InCites (аналитические надстройки Scopus и Web of Science), знакомятся с инструментами для сравнительного анализа научной деятельности. Программа включает изучение основ академического письма (Academic Writing) с учетом международных стандартов в этой области. В ближайшее время аналогичная дисциплина будет введена для всех обучающихся. 

- Кто в МИФИ "чемпион" по публикационной активности? 

— Не слукавлю, если одним из ведущих авторов по количеству и качеству публикаций назову Николая Кудряшова, заведующего кафедрой прикладной математики в ранге проректора НИЯУ МИФИ. На него одного (без учета соавторства) ежегодно приходится по 10-15 публикаций в журналах самой высокой категории в данной предметной области. 

В нашем университете много ученых с высокими показателями публикационной активности, о чем свидетельствуют позиции вуза в международных рейтингах университетов. Задача состоит в том, чтобы вовлечь в публикационный процесс малоактивных НПР и аспирантов, которые не имеют такого опыта. В основном это касается ученых с кафедр социально-гуманитарных наук – философии, социологии, истории; языковых кафедр.

- Это ведь самые пишущие кафедры? 

— Да, но они самые пишущие на русском языке. Специфика этих дисциплин в том, что им проблематично влиться в англоговорящий научный мир. Конечно, есть и российские журналы гуманитарного профиля, включенные в Scopus, например, "Вопросы психологии", "Российская история" и другие, но туда сложно пробиться, ведь это академические журналы. Необходимо искать другие возможности, например, проводить работу по расширению сотрудничества с зарубежными университетами в области гуманитарных исследований.

- Недавно международные рейтинговые агентства изменили методологию университетских рейтингов, и перестали учитывать публикации с количеством авторов более 1000 или количеством организаций более 10. Как Вы к этому относитесь?     

Коллаборации МИФИ
Антивещество, темная энергия: что еще изучает современная физика?
— Отрицательно. Из обработки выпали все статьи, подготовленные в коллаборациях с зарубежными коллегами в рамках мегасайнс экспериментов. Здесь надо понимать, что участие в коллаборациях для университета может быть как на уровне одного ученого, который работает на долю ставки, так и на уровне вовлечения в процесс 20-ти ученых, работающих на полную ставку в университете. Последний вариант – наш случай. Например, в коллектив авторов статей, написанных в рамках эксперимента ATLAS (один из четырех основных экспериментов на коллайдере LHC в европейской организации ядерных исследований CERN), входит от 15 до 20 сотрудников НИЯУ МИФИ.  


 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала