Уфимский государственный авиационный технический университет принял активное участие в "Навигаторе образовательных кластеров", опубликованном РИА Новости. В связи с этим ректор Николай Криони рассказал корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой о том, как в вузе реализуется дуальное образование.
- Николай Константинович, в авиационно-технологический кластер Республики Башкортостан вошел Уфимский государственный авиационный технический университет, НП Технопарк авиационных технологий и ООО "Уралавиаспецтехнология". Как реализуется взаимодействие вуза с работодателями?
- А сами уфимские предприятия участвуют в обучении студентов?
— Да, студенты проходят теоретическое обучение непосредственно в университете, а все виды практик и научно-исследовательские работы проводятся на предприятиях конкретно по их тематике. Здесь необходимо отметить и то, что представители промышленных предприятий сами участвуют в образовательном процессе, читают лекции по специальным дисциплинам, проводят практические и лабораторные занятия, являются руководителями и консультантами выпускных квалификационных работ. Ведущие специалисты промышленных предприятий входят в государственные экзаменационные комиссии.
- Вы адаптируете учебные программы под инновации этих предприятий?
— Мы готовим достаточно много кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Два года подряд мы являемся победителями конкурса на целевое обучение студентов для предприятий ОПК. По условиям этого конкурса университет разрабатывает новые инновационные курсы под заказ предприятий, и самое главное, обучение проводится непосредственно на самом предприятии, а также с использованием ресурсов базовых кафедр, которые мы создаем на промышленных предприятиях. Студент приобретает умения использовать и работать на том оборудовании, с которым он столкнется на предприятии после окончания вуза.
- Не могли бы Вы рассказать какую-нибудь историю успешного студента, который заранее четко понимал, где и над чем он будет работать сразу после окончания УГАТУ?
— Здесь можно было бы привести в качестве примера сотни фамилий студентов, которые ставили целью добиться успехов в научной области или на производстве. Например, к нам на специальность "Физика металлов" поступили абитуриенты Александр Медведев и Марат Латыпов. Эта специальность считается классической научной специальностью, и эти ребята поступали именно для достижения успехов в науке, причем не только у нас, но и за рубежом. И вот результат: начав свою научную деятельность в университете, они защитили PhD диссертации: Медведев — в Австралии, а Латыпов — в Южной Корее. Таких примеров успешных выпускников в вузе очень много.
- В чем Вы видите конкретную пользу от непрерывности образования и связи с профилем? С какими проблемами сталкиваетесь?
— Как я уже отметил, в настоящее время мы широко внедряем дуальное образование. Как известно, такая система профессионального образования получила мировое признание, как наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров. Она комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и получение практических компетенций на производственном предприятии. Суть такого подхода состоит в том, что предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, на предприятиях создаются базовые кафедры с необходимым оборудованием, работодатели принимают участие в разработке образовательных программ. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебного процесса.
Преимуществами такого метода обучения является то, что дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения — разрыв между теорией и практикой. С другой стороны, создается высокая мотивация получения знаний и приобретения навыков в работе, ведь качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах.
Основные проблемы такого вида обучения — отсутствие правовых основ участия предприятий в подготовке кадров, а также недостаточная инфраструктурная поддержка. Кроме того, сегодня не очень высокий уровень престижа профессий, связанных с промышленным производством.
- Какие, на Ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы узкие специальности, связанные с авиацией?
— В рамках реализации стратегических задач развития промышленности мы тесно работаем с предприятиями объединенной двигателестроительной корпорации – ОДК. По их отзывам, корпорация сегодня столкнулась с проблемой дефицита специалистов по ряду направлений. Наиболее востребованы сегодня выпускники по направлениям "Проектирование авиационных и ракетных двигателей", "Двигатели летательных аппаратов" с высоким уровнем подготовки в части разработки и реализации технологических процессов с использованием современного оборудования. Также весьма востребованы специальности, связанные с разработкой и реализацией новых инновационных технологий.
- А какие направления Вы считаете наиболее перспективными?
— Я считаю перспективными на сегодня все без исключения технические специальности. Ежегодный анализ трудоустройства выпускников показывает, что наши специалисты крайне востребованы на предприятиях любых форм собственности, причем как в нашем регионе, так и за его пределами.