Британская компания Quacquarelli Symonds и "Социальный навигатор" РИА Новости представили русифицированную версию рейтинга лучших университетов стран БРИКС. Ректор РЭУ им. Плеханова Виктор Гришин в интервью корреспонденту РИА Новости Юлии Осиповой прокомментировал результаты данного исследования.
- Виктор Иванович, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова существенно укрепил свои позиции в рейтинге QS University Rankings BRICS 2015 – перешел с сотой строчки рейтинга на 91 место, войдя в "топ-100". С чем Вы связываете такой прогресс?
— Мы объясняем этот результат планомерной работой по повышению конкурентоспособности РЭУ на мировом уровне и нашей ставкой на интернационализации образования и науки. Последние два года РЭУ серьезно занимается вопросами повышения привлекательности образовательных программ, привлечением иностранных студентов. Мы решили многие организационные вопросы найма иностранных преподавателей. Стараемся чаще принимать участие в международных образовательных выставках.
Что касается науки, то за последние пять лет нам удалось увеличить в три раза количество научных статей, опубликованных нашими учеными в журналах, которые индексируются системой Scopus.
- За счет чего это произошло?
Плюс ко всему последнее время снижается негативное влияние, которое оказало на соотношение числа преподавателей к числу студентов объединение РЭУ и РГТЭУ.
- Что Вы планируете делать в будущем, чтобы потеснить безусловных лидеров этого исследования – китайские вузы?
— В нашей группе – позиции рейтинга от 80 до 100 – на 7 российских приходится 7 китайских университетов. Выходит, что пока мы идем на равных. В следующей группе – позиции от 70 до 80 – на 2 российских вуза приходится уже 4 китайских, то есть, конкуренция возрастает. Думаю, нам необходимо изучить китайскую модель повышения конкурентоспособности, основанную на резком увеличении публикационной активности работников вузов.
- Какую-то планку уже установили для себя?
— Да, к 2020 году планируем выйти в QS BRICS на позицию 60-65. Для этого мы рассчитали, сколько примерно должно быть публикаций в год в Scopus (не менее 900). Сейчас работаем над поиском механизмов реализации этой задачи: обучение молодых преподавателей, конкурсные требования, изменение структуры нагрузки преподавателя. Одновременно необходимо решать задачу повышения востребованности наших публикаций, то есть, увеличение цитируемости. Скорее всего, мы воспользуемся рекомендациями QS о совместном авторстве с иностранными учеными.
- Тройка российских лидеров данного рейтинга – МГУ, СПбГУ, НГУ – по сравнению с прошлым годом немного ухудшили свои позиции. Кроме того, опустились в рейтинге МГИМО и ВШЭ. Чем, на Ваш взгляд, это можно объяснить? Не говорит ли это о некой стагнации рынка отечественного высшего образования?
— Вероятно, это можно объяснить тем, что скорость, с которой китайские вузы увеличивают свою конкурентоспособность, превосходит скорость российских вузов. Необходимо помнить, что специальные программы по повышению конкурентоспособности ("Проект 211", "Проект 985" и другие) начали реализовываться в Китае почти 20 лет назад — с 1996 года, и общее число вузов-участников этих проектов составляет около 200.
Что в результате? В "топ-10" рейтинга QS BRICS 2015 на 1 российский вуз приходится 7 китайских, в "топ-20" и в "топ-50" соотношение составляет 1:3, в "топ-100" – почти 1:2, в "топ-200" – почти 1:1. Выходит, что давление китайских вузов в верхней части рейтинга намного выше. Вероятно, это и способствовало тому, что многие российские вузы, которые занимали в прошлом году места в первой сотне, немного опустились.
Однако это не повод говорить о стагнации, ведь общее число российских вузов, входящих как в "топ-100" (20 вузов), так и в целом в рейтинг QS BRICS 2015 (53 вуза), не изменилось. Часть вузов из второй сотни поднялись на 10, а из третьей сотни – даже на 30 позиций. Так что, налицо общий подъем конкурентоспособности российских вузов, хотя титул "лидера" теперь требует более высоких показателей, чем год назад.