Ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко рассказал корреспонденту РИА "Новости" Юлии Осиповой о том, чему и как будут учить сегодняшнего выпускника, решившего стать директором школы.
— 19 июня в российских вузах начинается прием документов. Игорь Михайлович, что Вы ждете от приемной кампании 2015 года? Почему российский и, в частности, московский абитуриент, желающий получить педагогическое образование, должен прийти именно в Ваш вуз?
— Ожидания самые амбициозные. Мы весь год упорно работали над новыми образовательными программами, привлекали в университет людей, которые занимаются серьезной исследовательской деятельностью, повышали качество образования.
У нас предусмотрено более 2000 бюджетных мест для будущих учителей-предметников, воспитателей детских садов, преподавателей начальной школы, психологов, логопедов. Важное новшество нынешней приемной кампании — учет индивидуальных достижений абитуриентов: мы учитываем все достижения, которые накопили ребята до поступления в вуз, участвуя в городских соревнованиях и олимпиадах. За это можно дополнительно получить от 1 до 5 баллов. В целом полное портфолио оценивается в МГПУ до 15 баллов.
Кроме того, МГПУ — один из немногих вузов, где число бюджетных магистерских мест не меньше, чем бакалаврских. Думаю, что в этом году будет большой приток людей, которые уже получили высшее образование и определенный опыт работы, но решили, что для карьерного скачка им нужен новый образовательный виток.
- Что Вы можете предложить таким людям?
Не могу не упомянуть новую программу, которую мы запускаем с этого года и уже получаем на нее много заявок. Речь идет об образовательной политике. Эта программа отличается от уже существующих программ в сфере образовательного менеджмента тем, что готовит не только управленцев, но и профессионалов, разбирающихся в том, как строить отношения со всем школьным окружением – родителями, префектурой, разными департаментами мэрии и прочими организациями, взаимодействующими со школой. То есть, программа настраивает обучающихся на широкий круг интересантов в сфере образования, даёт понимание смыслов всех тех изменений, которые здесь происходят.
- Выходит, что вуз специализируется на подготовке не только простых учителей, но и административно-руководящего персонала в сфере образования?
— Дело в том, что у нас работает команда людей, которые в свое время участвовали в создании действующей редакции закона об образовании и ряда сопутствующих нормативных актов. Мы продолжаем вести широкое консультирование регионов по новому законодательству, помогаем создавать нормативную базу в сфере образования Крыма, ведём совместные проекты с департаментами культуры, социальной защиты, охраны культурного наследия, инновационной политики и пр. Все это, естественно, открывает дополнительные возможности для прохождения практики и последующего трудоустройства наших выпускников.
- Здесь особую роль играет практика. Вожатыми в летних лагерях подрабатывают?
— Да, причём летняя студенческая практика проходит в самых разных лагерях, включая "Артек" и новый сочинский лагерь для одаренных детей (Всероссийский детский центр в сочинской Олимпийской деревне). Понятно, что здесь реализуются специальные программы для детей, но во второй половине дня наши вожатые берут на себя всю развлекательно-познавательную часть. Это очень полезная практика.
У нас вообще есть установка на вовлечение учащихся в практическую деятельность. Перед студентами широко открыты двери в московские школы. Многие ребята ведут кружки. Все это доступно и поддерживается вузом, засчитывается как педагогическая практика. Кроме того, университет ведет несколько крупных исследовательских проектов, в которые также вовлекаются студенты.
С прошлого года появились общие университетские курсы по выбору, и сейчас эта практика активно развивается. Мы заранее представляем несколько наиболее интересных курсов, которые можно выбирать. Ребята читают аннотации, ходят на презентации этих курсов, а затем сами выбирают приоритетные для себя направления.
- Вы отслеживаете трудоустройство своих выпускников?
Все эти навыки востребованы в самых разных сферах. Например, у нас на магистерской программе обучается человек, который по основному роду деятельности сомелье. "Вы же вино дегустируете, зачем Вам педагогическое образование?", — спрашиваем его. Он отвечает: "Да, но теперь я хочу обучать этому других людей". Он планирует открыть собственную школу сомелье, для чего и требуются определенные проектные навыки по организации обучающего бизнеса и знания педагогических технологий.
- Как меняется психологический портрет абитуриента и студента — будущего учителя школы?
— Пожалуй, сегодня молодежь стала более раскованной. Молодые охотно и энергично могут вступать в коммуникацию, более свободно выражать мысли. Они энергичны и активны. Их не надо заставлять быть вовлеченными, они и так вовлечены. "Пассивные серые мышки" – это точно не про современных студентов.
Однако в силу гигантского информационного поля, которое свалилось на это поколение, им трудно сосредотачиваться и удерживать предмет обсуждения. Я бы назвал это "общей культурой рассеянного внимания", заполонившей нынешнее медийное пространство. Важно не растекаться мыслью по древу, а уметь сосредоточиться там, где это требуется. Для учителя, как вы понимаете, это очень важно. Мы вынуждены тратить на это время и проводить в режиме полного погружения дополнительные занятия. Иногда мы выезжаем за город и вместе со студентами осваиваем новые образовательные стандарты. Такая работа, где в силу увлечённости, плотного тесного общения приходится о многом договариваться, формирует и способность сосредотачиваться. Да и привычные школьные реалии, навыки ведения уроков, партнёрства с коллегами, — осваиваются более глубоко.
- У Вас есть какие-нибудь "ректорские" пожелания абитуриентам, которые 19 июня принесут документы в высшие учебные заведения?
— Хотелось бы пожелать, чтобы они активней задавали вопросы сотрудникам приёмной комиссии. Сейчас очень много разных образовательных программ. Можно подавать документы сразу на несколько программ, пробовать свои силы в разных вузах, не лишая себя возможности выбирать до самого последнего момента. Уверяю вас, сейчас это уже вошло в норму, если ребенок интересуется и литературой, и математикой, и спортом, и искусством. Почему он должен себе в чем-то отказывать? Мы поддерживаем самые разносторонние взгляды и интересы всех студентов. Учиться должно быть интересно.