Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" — первое высшее техническое учебное заведение России, основанное еще Екатериной II, уже более 240 лет выпускает горных инженеров. О сегодняшнем дне вуза и его роли в преобразовании российской экономики в интервью РИА Новости рассказывает ректор университета Владимир Литвиненко.
— Владимир Стефанович, петербургский Горный университет всегда отличался высоким уровнем подготовки кадров для минерально-сырьевого комплекса. Какие задачи стоят перед горными инженерами сегодня?
— Действительно, наш университет — старейший технический вуз российской высшей школы. А Россия по заключению экспертов ОЭСР и сегодня остается самой образованной страной мира. Мы стоим на пороге перехода от экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной модели развития, в которой важность получения фундаментального профильного образования на мировом уровне в сочетании с возможностью постоянно обновлять знания, возрастает неизмеримо. И задача Национального минерально-сырьевого университета "Горный" — как раз обеспечить две главных составляющих этого процесса перехода к новой модели развития — кадровую и научную.
Отечественная экономика живет, и в ближайшие годы будет жить за счет нашего главного конкурентного преимущества — сырьевых ресурсов. Но вечно жить только на нефтедоходы невозможно. Локомотивом роста должна быть промышленность, основу которой составят перерабатывающие сырье комплексы, созданные с применением наилучших доступных технологий. Пока что у нас экономика, к сожалению, остается энерго- и ресурсно- затратной. А потенциал ее развития огромен, повышение эффективности возможно и необходимо как на этапе добычи, переработки, так в части логистики и транспортировки. По самым скромным оценкам, экономия только энергии в результате структурной перестройки всей экономики может составить не менее 50 %.
Поэтому сырьевому сектору требуется особая динамика научно-технического развития, корреспондирующаяся с исследовательской деятельностью университета, направленной на формирование новых знаний в области прорывных технологий. В этих условиях 2014 год для вуза был годом активного развития, оно осуществлялось с нашими партнерами, такими как "НК Роснефть", "ФосАгро", "Новатэк", "Газпромнефть", "Русская медная компания", "Зарубежнефть", "BP", "Тotаl". Например, в 2014 году компания "ФосАгро" презентовала стратегию развития до 2020 года, которая получила позитивную оценку инвесторов, акционеров и аналитиков. В разработке этой стратегии наш Университет принимал непосредственное участие.
Считаю, что событием года на стыке фундаментальных и прикладных исследований в нашей области стало научное открытие "Явление послойного течения масс льда ледникового покрова Антарктиды", которое сделал наш коллектив в результате длительной работы на станции "Восток" в Антарктиде. Это не просто успех наших ученых, а достижение мирового масштаба. Результаты усилий буровиков "Горного" и специалистов других научных центров, полученные при вскрытии уникального озера Восток в Антарктиде, демонстрируют всему миру, что и сегодня Россия в этом направлении — лидер. Для меня, как одного из организаторов работ, это событие особенно ценно.
Для государства оно символизирует возврат статуса великой державы, утраченный в 90-е годы. А для ученых исследования керна из глубоких скважин и проб воды из реликтового подледникового озера, которое миллионы лет было изолировано от внешнего мира, дают уникальную информацию об изменении климата Земли на протяжении четырех ледниковых и межледниковых периодов.
Это помогает установить цикличность его изменений, получить более точные аналитические данные для прогнозов на будущее.
Также, благодаря работам на станции "Восток", мы доказали длительность анабиоза микроорганизмов более 200 тысяч лет, впервые получили данные о температурном режиме ледникового покрова Антарктиды, которые легли в основу математического моделирования процессов тепломассопереноса в леднике, установили вертикальную зональность и закономерности метаморфизма льда по глубине.
Уходящий год был результативным и с точки зрения технического перевооружения самого вуза: модернизировано 40 лабораторий, три научных центра прикладных исследований. Центр коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием решал главную задачу — разрабатывал инновационные проекты, обеспечивающие независимость наиболее значимых секторов экономики, использующих уникальные природные ресурсы России.
Наши студенты и аспиранты показывают хорошие результаты, становясь лауреатами самых престижных российских и международных конкурсов. Например, Интеллектуального студенческого форума в Тюмени, IV международной научно-практической конференции для молодежи "Экологические проблемы нефтедобычи", XXV Международной выставки изобретений и инноваций в Куала-Лумпуре и многих других. Ежегодно самим университетом проводится форум-конкурс молодых ученых "Проблемы недропользования". В нем регулярно участвуют представители более 40 стран.
Кстати, в "Горном" принята приоритетная программа, суть которой — в течение четырех лет добиться, чтобы все преподаватели владели иностранным языком в режиме пользователя.
Как я уже говорил, потенциал сырьевого сектора для развития нашей страны, особенно, промышленности, основанной на перерабатывающих комплексах бесконечно велик! С одной стороны есть куда приложить свое усердие ученому, работающему в этой области, с другой — государственного механизма, обеспечивающего отрасль новым знанием, трансформированным в рыночный продукт, пока нет. Это грустно.
— Каким вы видите решение проблем импортозамещения, в том числе, в области научных разработок задач, стоящих перед экономикой и промышленностью?
— Прежде всего, хочу заметить, что санкции заставили нас, наверное, впервые масштабно посмотреть на проблему самообеспечения внутреннего рынка. При этом важно понимать, что экономическое развитие страны в нынешних условиях зависит не столько от количественного роста, сколько от качественных изменений. В последние два года наблюдается падение удельного веса перерабатывающей отрасли с одновременным укреплением добывающей. Такое явление, отчасти вынужденное, с точки зрения развития экономики опасно.
Надо вести публичный разговор об импортозамещении не как о "пожарном" мероприятии, а как о системной работе. Приоритеты постиндустриального общества, такие как наука, образование, социальная сфера, могут быть прочно обеспечены только в условиях роста инновационной промышленности, появления на рынке не сырья, а продукта прямого потребления такого же высокого качества, как и в странах, которые видят в нас площадку для сбыта своего товара и размещения свободного капитала.
Для полноценной комфортной жизни нам требуется все более высокий качественный уровень социальной среды, а, следовательно, и иной внутренний рынок производства.
Если говорить об импортозамещении в узких секторах ТЭК, необходимость в котором возникла после введения санкций, то требуется создание условий для притока частного капитала и организации собственного производства внутри страны. По моему мнению, вряд ли стоит решать эту проблему через создание госкорпораций в тех сферах, где есть конкуренция и высокая ликвидность.
— Реально ли говорить о появлении отечественного научного продукта на рынке сервисных услуг для нефтегазовой отрасли, c которого уходят западные компании?
— Объем нефтесервисного рынка страны составляет от 24 до 30 миллиардов долларов в год. Рост — примерно 9% в год. Это очень серьезные объемы. Университет может очень многое сделать в этой области, однако рынком здесь пока только начинает "пахнуть", и вузу встроить в него свой потенциал практически невозможно.
Если в странах с развитой рыночной экономикой инжиниринговые услуги законодательно обязаны использовать практически все добывающие компании, так как это ведет к снижению затрат, повышению качества и должному контролю за формированием себестоимости объектов услуг, то у нас этого пока нет.
В России существует около 200 нефтесервисных компаний, которые связаны с той или иной добывающей корпорацией. Сегодня они занимают около 40% рынка, а 10 лет назад им принадлежало 80%. Рост конкуренции очевиден. Тенденция правильная, но до необходимого уровня конкуренции здесь пока далеко. Университет активно работает с некоторыми сервисными компаниями.
Однако этого пока недостаточно не только для комплексного выполнения работ и обеспечения приемлемого уровня доходов университета, но и для получения выпускниками серьезного практического опыта в этой сфере.