Рейтинг@Mail.ru
Онлайн-курсы не заменят вуз, но расширят кругозор, считают эксперты - Навигатор абитуриента РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Онлайн-курсы не заменят вуз, но расширят кругозор, считают эксперты

С наступлением сентября многие старшеклассники и студенты записываются на всевозможные курсы дополнительного образования. Сегодня у молодых людей есть огромный выбор бесплатных образовательных программ в интернете. Онлайн-курсы не заменят высшее образование, однако откроют перед слушателями многие возможности в профориентации, считают эксперты.

Анна Курская, РИА Новости

Развитие интернет-технологий в последние годы дало мощный импульс сфере дополнительного образования. Дистанционные технологии позволяют всем желающим получить знания от лучших преподавателей по самому широкому набору предметов.

Все онлайн-курсы, как правило, построены по единому образцу. Они включают в себя видеолекции, домашние задания, тесты, и, в некоторых случаях, групповые задания. Занятия продолжаются 6-10 недель. В финале слушателей ждет экзамен и присвоение сертификата об окончании курсов.

К большинству учебных программ могут бесплатно присоединиться все желающие со средним образованием, хотя встречаются программы и платные, и требующие базовых профессиональных знаний. Благодаря отсутствию каких-либо серьезных ограничений, онлайн-образование набирает все возрастающую популярность в мире. Онлайн-курсы при университетах и, реже, крупных компаниях сегодня появляются во многих развитых странах, на них учатся миллионы слушателей.

Но может ли слушатель дистанционных курсов рассчитывать на то, что они заменят ему высшее образование? Едва ли, утверждают эксперты. Онлайн-образование в каком-то смысле можно сравнить с фаст-фудом: оно может утолить первый голод на знания, но не даст полноценного набора питательных веществ и витаминов, который обеспечивает регулярное сбалансированное питание в виде высшего образования. Не стоит рассчитывать на то, что слушатель онлайн-курсов по макроэкономике после 10 недель занятий сможет претендовать на работу аналитиком в банке.

Тем не менее, у онлайн-обучения есть множество плюсов. Оно настолько удобно и доступно, что подходит большому числу слушателей, уже довольно плотно занятых по месту учебы или работы. Кроме того, каждый слушатель в процессе учебы может оценить свои силы и степень своего интереса к той или иной области. После этого он может осознанно перейти к очному образованию или продолжать поиски идеальной профессии дальше.

Известные игроки и новые проекты

С момента прихода массового дистанционного образования в Россию не прошло и года, но за это время в учебный процесс оказались вовлечены сотни тысяч человек, и их число, так же как и количество курсов, будет быстро расти, отмечают эксперты.Мировые лидеры онлайн-образования – компании Coursera, EdX, Udacity, FutureLearn — в сотрудничестве с ведущими университетами мира периодически запускают все новые и новые дистанционные проекты, к которым присоединяются школьники, студенты и специалисты из разных стран. Еще несколько лет назад трудно было себе представить, что не выходя из дома можно поучиться в Гарварде, Оксфорде или Массачусетском технологическом институте. Однако для российских любителей самообразования здесь есть одно серьезное препятствие: большинство зарубежных онлайн-курсов проводятся на английском языке, а владение языком на уровне, достаточном для восприятия лекций на слух, для многих – проблема.

Очевидно, что русскоязычные курсы в России могут пользоваться значительным преимуществом перед своими иноязычными конкурентами. Так, международный проект Coursera уже около года работает и с русскоязычной аудиторией, на сегодняшний день с ним заключили соглашения три российских вуза – НИУ-ВШЭ, МФТИ и СПбГУ. За последние месяцы сотни тысяч россиян уже получили дополнительное образование на этой площадке.

Одним из первых полностью российских проектов в области онлайн-образования в 2014 году стала площадка "Универсариум". Сегодня на ней в сотрудничестве со многими вузами запущены 20 учебных курсов и еще более 30 находятся в производстве, о них будет объявлено в сентябре, рассказал РИА Новости научный руководитель проекта Ярослав Быховский.

"Большинство наших программ рассчитаны на широкую целевую группу, это познавательные, мотивирующие, вовлекающие курсы, рассказывающие о неких общих направлениях. Мы также работаем над несколькими курсами, ориентированными на абитуриентов и старшеклассников, которые будут проходить обучение в смешанном очно-заочном формате: лучшие выпускники дистанционной части будут продолжать обучение на очных программах прямо в вузах", — отметил он.

Бизнес тоже будет учить

Одним из новых проектов этой осени станут онлайн-курсы по основам программирования, подготовленные преподавателями санкт-петербургских вузов в рамках российского образовательного проекта Computer Science Center. В этом проекте, в отличие от предыдущих, участвуют представители бизнеса — компании "JetBrains" и Школы анализа данных компании «Яндекс», наряду с Санкт-Петербургским отделением Математического института им. В.А.Стеклова РАН (ПОМИ РАН).

Слушатели курсов, которые 15 сентября начнут работу на образовательном сайте https://stepic.org/, на протяжении шести недель будут получать основы знаний по нескольким направлениям компьютерной науки и смогут оценить, насколько им интересна работа в этой сфере, рассказали РИА Новости разработчики проекта.

"Мы начинаем одновременно три курса — "Алгоритмы и структуры данных", "Программирование на языке С++" и "Введение в архитектуру ЭВМ. Элементы операционных систем". Они являются "джентльменским набором" программиста. С нашей точки зрения, с такого сочетания дисциплин хорошо и правильно начинать свой путь разработчика", — рассказала РИА Новости руководитель службы академических программ "Яндекса", куратор Computer Science Center Евгения Куликова.

В чем интерес бизнеса в подобных проектах помимо социальной ответственности? Образование на курсах бесплатное, при этом оно не настолько продолжительное, чтобы компании могли отбирать себе сотрудников по результатам их дистанционной учебы. Компании скорее рассчитывают на привлечение одаренной молодежи, которая будет готовы продолжать обучение в очной форме.

"Известно, что лучшие специалисты в нашей отрасли выбирают работу в сфере своих интересов и очень редко её меняют. Наша задача сделать так, чтобы студенты, которым интересно заниматься информационными технологиями, узнали о нас, пришли к нам и остались с нами на долгие годы", — пояснил РИА Новости главный инициатор проекта, исполнительный директор компании "JetBrains" Андрей Иванов. Некоммерческая образовательная платформа Stepic ("Стэпик"), на которой будут работать компьютерные курсы, планирует сотрудничать не только с образовательными учреждениями, но и c индивидуальными преподавателями и авторами, рассказала РИА Новости представитель Stepic Алена Маркович.

Догнать и перегнать

Отечественный сегмент онлайн-образования по уровню развития пока еще на 2-2,5 года отстает от западного, хотя за последний год этот разрыв значительно сократился, считает Ярослав Быховский. По его мнению, причина этого отставания в том, что руководство многих российских вузов пока не задумывается о необходимости выходить на этот рынок. "Я думаю, что перспективы у российского образования хорошие, мы долго запрягаем, но быстро едем. Уверен, мы сумеем перехватить и удержать нашу аудиторию у западных проектов, причем не силовыми методами, а качественным образовательным контентом", — полагает эксперт.
По его мнению, в России сегодня необходимо создать несколько площадок онлайн-образования на базе вузов и научных учреждений, основанных на той же модели открытых и общедоступных курсов, что и "Универсариум".

"Мы не боимся конкуренции, поскольку ни один даже самый хороший проект не сможет на себе тянуть все российское образование", — подчеркнул он. Несмотря на то, что в онлайн-образовании уже есть сформировавшиеся лидеры, всех потребностей рынка они не покрывают, согласна с коллегой Алена Маркович. По ее мнению, эта отрасль еще только начинает развиваться, и много технологических решений появится в ближайшее время на рынке и будут востребованы.

Оценивая перспективы онлайн-образования, эксперты не строят иллюзий: едва ли дистанционное обучение когда-нибудь сможет полностью заменить очное. Самая полная передача знаний возможна лишь при регулярном личном контакте учителя с учеником. Однако нельзя не использовать и все богатство возможностей удаленного обучения, считают они.

"Электронное обучение, открытые массовые курсы — очень правильный метод работы с аудиторией, метод вовлечения в образовательный процесс очень большого количества людей и возможность выбрать из них лучших абитуриентов, студентов и слушателей", — резюмировал Ярослав Быховский.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала