Анна Курская, РИА Новости
Лучшие российские инженерно-технические вузы всегда были известны за рубежом своим высоким качеством подготовки, их выпускники успешно работают в разных уголках планеты. Сегодня, с учетом сравнительно невысокой стоимости обучения, российские технические университеты становятся привлекательными для абитуриентов из многих стран мира.
В России есть хорошие инженерные вузы с очень сильными программами, входящие в международные рейтинги лучших университетов мира. Есть и университеты менее известные, которые дают выпускникам возможность работать в сфере эксплуатации и технического сопровождения сложного оборудования. Их дипломы часто признаются в развитых странах. Но в любом случае выпускник получает достаточные знания и компетенции, чтобы за рубежом сдать экзамен и подтвердить свою квалификацию.
Важное преимущество российских университетов — стоимость обучения. Она несопоставимо ниже стоимости аналогичных программ в университетах европейских стран и некоторых стран Тихоокеанского региона, рассказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
"Если абитуриент-иностранец сумеет сориентироваться в качестве программ российских вузов, принимая во внимание традиции университета, обновление его программ и устойчивость его развития, при этом выберет вуз в одном из сильных региональных центров, то качество образования для него намного превысит стоимость", — отметила она.
Куда пойти учиться
Сегодня самые современные программы есть практически во всех национальных исследовательских университетах, отмечают эксперты. При этом они советуют обратить внимание не только на столичные инженерно-технические университеты — МИФИ, МГТУ им. Н. Баумана, Физтех, МИСиС, но и региональные вузы.
"Хорошую инженерную подготовку дают Санкт-Петербургский Институт точной механики и оптики (ИТМО), Нижегородский, Томский, Новосибирский университеты, Владимирский и Ивановский политехнические университеты. В Перми есть два известных университета с современными программами. Все эти вузы находятся на передовом крае науки в своей области", — перечислила Ирина Абанкина.
Из направлений подготовки эксперт выделила сильные программы, связанные с энергетикой (в частности, с ядерной), и с обработкой материалов. Они есть в Томском университете, в МГТУ им. Н. Баумана и в Физтехе.
"Появились вполне конкурентоспособные программы, связанные с информационной безопасностью, информационными технологиями, в первую очередь, в МГТУ им. Н. Баумана, а также в других университетах", — добавила она.
При выборе специальности и вуза очень многое зависит от абитуриента, от того, собирается ли он продолжать работать в науке, в сфере конструкторских разработок, или связывать свою судьбу с обслуживанием и эксплуатацией оборудования, в том числе, в высокотехнологичной сфере, полагает Ирина Абанкина.
"Если молодой человек планирует заниматься исследованиями и разработками, то ему стоит обратить внимание на исследовательские университеты. А если речь идет о работе в реальном секторе экономики и в производстве нового оборудования, то можно выбирать другие вузы, хотя здесь очень важно обратить внимание на обновления учебных программ. Можно использовать для этого информацию на сайтах вузов", — отметила эксперт.
Вслед за прогрессом
Инженерно-технические вузы должны идти в ногу со временем, но это возможно только при условии постоянного технического переоснащения и профессионального развития преподавателей. Что касается первого условия, то сегодня во многих вузах оно выполняется, полагает Ирина Абанкина.
"Национальные исследовательские университеты и федеральные университеты, начиная с 2006 года, за счет финансирования своих программ развития, заметно обновили свое техническое и лабораторное оборудование", — пояснила она.
Вузы, как правило, заботятся и о повышении уровня преподавания, уделяя большое внимание научной работе своих сотрудников и привлечению зарубежных профессоров.
"Мы осуществляем примерно следующую цепочку подготовки кадров, — рассказал РИА Новости проректор по международным связям МГТУ им. Н.Э.Баумана Иван Архаров. — Мы создали у себя 12 новейших, прекрасно оснащенных учебно-научных центров, чтобы предоставить ученым, исследователям и педагогам со всего мира открытую платформу для общения".
По его словам, эти центры стали для МГТУ своего рода кузницей кадров. Сегодня в них работают ученые из 10 стран, начиная с Индии и заканчивая США, занимаются исследованиями аспиранты, идет активное международное общение. Инновации, рожденные в учебно-научных центрах, переносятся в учебный процесс.
"Бывает, что к нам, к примеру, приезжает профессор итальянского университета, и видит, что у нас очень сильная инженерно-техническая база, но студентам не хватает, например, знаний европейского менеджмента. Он соглашается прочитать трехмесячные курсы по инженерному менеджменту. Соответственно, мы перестраиваем учебные планы", — пояснил проректор МГТУ.
Штатные преподаватели вузов так же, как правило, занимаются научной работой и публикуют свои исследования как в международной, так и в отечественной научной периодике. У многих российских технических университетов сегодня есть и собственные научные издания.
"Журналы всех федеральных университетов в последние годы вошли в международные базы по естественным и гуманитарным наукам. Ученые из других стран ссылаются на публикации в этих изданиях, цитируют их и на русском и на английском. В этом смысле заметный рывок совершили Красноярский и Дальневосточный федеральные университеты", — пояснила Ирина Абанкина.
Публикации российских профессоров зарубежных журналах помогают российским университетам преодолеть сложившийся информационный разрыв с западной наукой, отмечают эксперты. Они также дают возможность иностранным абитуриентам увидеть со стороны научную активность преподавателей того или иного университета и сделать свой выбор не "вслепую".
К сожалению, прогресс не успел добраться до большинства студенческих общежитий. Бытовые условия в российских вузах часто не соответствуют ожиданиям иностранных студентов.
"Общежития очень часто уступают своим зарубежным аналогам с точки зрения комфортности проживания, наличия интернета, библиотек, компьютерных классов, в которых можно было бы работать. К сожалению, в некоторых случаях мы вынуждены констатировать недружелюбие студенческой и городской среды по отношению к иностранным студентам. Преимущества низкой стоимости и высокого качества образования в каком-то смысле уравновешиваются недостаточными возможностями проживания, общения, культурного развития", — отметила директор Института развития образования НИУ-ВШЭ.
Учиться будем на русском
В подавляющем большинстве случаев подготовка инженеров в российских вузах ведется на русском языке. Хотя сегодня во многих местах созданы неплохие условия для того, чтобы иностранным студентам было несложно преодолеть языковой барьер. К примеру, в МГТУ русскому языку учат всех иностранных студентов, которые проявляют к этому интерес. На специальном подготовительном отделении сегодня учатся 72 человека, рассказал Иван Архаров.
"В течение 10 месяцев они осваивают интенсивный курс русского языка и занимаются основными предметами будущего направления обучения – информатикой, математикой, физикой", — пояснил он.
Сильнейшая кафедра русского языка как иностранного есть в Российском университете дружбы народов, где студенты из 146 стран мира обучаются, в том числе, и инженерным специальностям.
"Некоторые российские вузы начинают вводить англоязычные курсы в рамках своих учебных программ. Но и обучение на русском языке для иностранцев имеет смысл: русский все-таки очень распространен в мире, и на его знание, приобретенное в студенческие годы, есть спрос за пределами России", — резюмировал руководитель проектов направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Иван Дементьев.