Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: международная репутация вуза нарабатывается десятилетиями - Навигатор абитуриента РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

Эксперт: международная репутация вуза нарабатывается десятилетиями

© РИА НовостиДавид Константиновский
Давид Константиновский
В чем различаются подходы россиян и иностранцев при выборе университета в России? Какие направления подготовки российские вузы могут предложить иностранным абитуриентам? На эти и другие вопросы ответил руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский.

Российские вузы сегодня решают задачи укрепления своей международной репутации. Какие направления подготовки они могут предложить иностранным абитуриентам? В чем различаются подходы россиян и иностранцев при выборе университета в России? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил заместитель директора института социологии РАН, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский.

- Давид Львович, какие специальности или направления подготовки в российских вузах, на Ваш взгляд, можно считать сегодня конкурентоспособными на международном уровне?

— Я – социолог и могу говорить, прежде всего, о своей специальности. На мой взгляд, хороших специалистов сегодня готовят на социологическом факультете Высшей школы экономики и в Московской Высшей школе социальных и экономических наук, так называемой "Шанинке". Есть очень неплохие социологические факультеты и в других университетах. Хороших психологов готовят в Московском государственном университете. Это то, что я знаю близко, потому что оценить качество подготовки специалистов можно только, непосредственно имея с ними дело.

Если говорить о других специальностях, то Россия всегда славилась своей сильной математической подготовкой. Наши математики известны во всем мире, их повсюду знают,  как очень хороших специалистов. К сожалению, они теперь чаще работают в других странах, чем в России.
Работодатели обычно действуют методом проб и ошибок и находят себе такие вузы, где готовят хороших специалистов. В Чебоксарах, столице Чувашии, я был на одном процветающем предприятии. Специалисты кадровой службы и другие сотрудники предприятия говорили мне, что они точно знают, из какого вуза надо принимать на работу инженеров. Они пробовали брать выпускников из целого ряда других вузов, и оказалось, что те никуда не годятся, их даже не доучишь на предприятии.

- Как же абитуриенту ориентироваться в этом многообразии вузов?

— Видите ли, у абитуриентов и их родителей есть специальные "антенны". До них доходят сигналы с рынка труда, какие специалисты нужны, где их хорошо готовят, и помогают им ориентироваться. По нашим исследованиям мы видим, что ориентируются абитуриенты в ситуации на рынке труда очень хорошо. Они учитывают разные факторы, в том числе, например, демографическую ситуацию, чтобы определиться, каким будет конкурс.

Правда, надо сказать, что сигналы эти доходят до их "антенн" с шумами и помехами, в искаженном виде, и из-за этого выпускники и их родители совершают немало ошибок. Скажем, продолжают идти на юридические факультеты, хотя этот сегмент рынка труда уже совершенно заполнен, и многие выпускники вузов будут работать просто курьерами при действующих юристах.

Кроме того, надо учитывать, что абитуриенты идут не только туда, где им дадут хорошую подготовку, но, главным образом, туда, где они получат специальность, которая им обеспечит некоторый успех в жизни. Например, я как абитуриент знаю, что в этом вузе на этом факультете прекрасно готовят специалистов, но после окончания учебы я буду получать такую зарплату, на которую ни семью, ни себя не смогу содержать. К чему это приводит? Люди туда не идут, хотя этот факультет очень хороший. И в результате этот факультет слабеет. Этот выбор для абитуриента очень сложный. В конце концов, сегодня многие выпускники школ захотели быть чиновниками, и это неспроста. Ну а их готовят в самых разных местах.

- Получается, что российские абитуриенты примерно понимают, какой вуз хороший, какой плохой, но не всегда правильно улавливают сигналы с рынка труда. А иностранцы, наоборот, могут знать потребности местного рынка труда, но, скорее всего, не знают, какой российский вуз им выбрать. Как решить их проблему?

— Здесь нам нужно проявлять больше активности. Во-первых, нужно, чтобы все вузы имели, как минимум, сайт на английском языке, чтобы любой иностранный абитуриент мог получить нужную информацию. Во-вторых, нужна некоторая рекламная кампания, нужно пропагандировать хорошие факультеты и вузы. Вузам нужно показывать свои достижения.

Позвольте привести пример из моей практики. В сентябре ко мне на стажировку приедет аспирант из очень хорошего пекинского вуза, ученик известного китайского ученого. Почему он ко мне приезжает? Он и его руководитель прочитали мои статьи, и его руководитель решил послать его на год ко мне. Преподавателям вузов не только полезна научная активность, но и обязательно нужны публикации, доступные зарубежному читателю.

Кроме того, вузам нужно рекламировать успешные карьеры своих выпускников, рассказывать, где они живут, как зарабатывают, насколько они довольны образованием, полученным в этом вузе, давать мнение о вузе самих выпускников. Это хороший прием, на мой взгляд, но, к сожалению, пока мы этим вообще не занимаемся.

- Можно ли говорить о том, что за последнее время образование в лучших российских вузах приблизилось к зарубежным образцам?

— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. На Западе, в частности, в США, есть университеты очень хорошие, они у всех на слуху, но есть и весьма посредственные, где готовят, например, школьных преподавателей. Нам нужно ставить перед собой задачу сравняться с лучшими университетами, но это очень непросто.

В Париже есть два старинных университета, из которых вышли практически все французские нобелевские лауреаты, политики и знаменитости. Я был приглашенным профессором в одном из этих университетов, и увидел, что мечта родителей французской элиты – отдать ребенка туда учиться. Но университет не принимает абитуриента сразу после школы, сначала он требует пройти предварительное обучение у себя или окончить два-три курса другого университета. Обучение там очень жесткое, хотя и очень демократичное, с большими требованиями. В результате все студенты уже на втором-третьем курсе "зафрахтованы" разными министерствами, банками и компаниями.
Кроме этого французы открыли очень хорошие институты для современных отраслей промышленности. Туда тоже очень трудно попасть, и выпускники школ готовятся год или два, чтобы туда попасть.

Такой уровень и репутация университета нарабатываются годами, десятилетиями, над этим нужно работать. Это можно приблизить путем создания определенных условий для университетов, но одних благоприятных условий недостаточно. Вот у нас сейчас выделили вузы, которые должны сравняться с лучшими мировыми. Они получили большие деньги и возможности. Будем надеяться, что эти меры принесут хороший результат.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала