МОСКВА, 23 сен – РИА Новости. Сегодня сфера туризма переживает трансформацию, вызванную не только геополитическими событиями, но и новыми запросами путешественников. О самых привлекательных маршрутах по России и за рубежом, туристических трендах и программах обучения специалистов рассказала в интервью РИА Новости декан факультета туризма и индустрии гостеприимства, академический директор Московского Финансово-Промышленного университета "Синергия" Марал Чарыева.
– Марал Оджаровна, какие направления интересуют российских туристов?
– На внутреннем рынке топ дестинаций (мест посещения туристами - Прим. ред.) сегодня такой: первое место занимает Краснодарский край, туда едут 45% туристов, за ним идут Крым (6,5%), Калининград (3%), Московская область (2,5%) и Дагестан (2%), который сегодня заявляет о себе, как о перспективном туристическом маршруте. Все более привлекательными становятся такие регионы, как Камчатка, Русский Север и Алтай.
Вид на остров Канта, Калининград
Этим летом примерно на 10-15% увеличился спрос россиян на зарубежный отдых, об этом свидетельствуют данные Российского союза туриндустрии. При этом на целых 400% вырос у наших путешественников интерес к Азии: в приоритете такие страны, как Таиланд, Шри-Ланка, Индонезия, Южная Корея и даже Япония.
География интересов расширяется, но, тем не менее, остается два ключевых рынка: Африка (Египет, Марокко, Кения и Танзания), а также острова Индийского океана (Маврикий, Сейшелы и Мальдивы). Среди новинок – прямые рейсы на остров Хайнань, некие "китайские Гавайи".
© iStock.com / sihuo0860371
Хайнань
– Какие тренды в сфере туризма мы наблюдаем сегодня на международном и внутреннем рынке?
– Два глобальных тренда, которые развиваются совершенно невероятными темпами, это экотуризм и агротуризм. Они появились в Азии, затем "перекинулись" на Южную Америку и Африку и сейчас становятся мега популярными в России.
Магнитами для туристов становятся сегодня фермерские хозяйства, винодельни или сыроварни. При чем 40% россиян, выбирая агротуризм, хотят окунуться в быт местного жителя: доить коров, выпекать хлеб, собирать виноград и так далее.
© iStock.com / shironosov
Коровник
Кроме того, из-за высокого уровня тревоги и стресса в обществе, набирают популярность всевозможные ретриты и уединенный отдых вдали от цивилизации. Надо сказать, что Россия заняла нишу медицинского туризма благодаря нашей качественной, недорогой медицине.
– Насколько Россия готова к тому, чтобы стать туристической страной?
– Приведу статистику: 95% иностранных туристов едут в первую очередь в Москву, Санкт-Петербург и посещают Золотое кольцо. На вопрос "Думаете ли вы вернуться сюда?" положительно отвечают 100% туристов, посетивших Москву, и 91% посетивших Петербург. Это потрясающие цифры.
Москва-река и Кремль
Мы также ждем старт программы продвижения туристического бренда Российской Федерации за пределами страны. Въездной туризм планируется развивать за счет гостей из дружественных стран, которых определено порядка 17. Предполагается, что к 2026 году количество въездных поездок увеличится на 2,5 миллиона, это хорошая цифра, которая мотивирует и дальше инвестировать в туристическую инфраструктуру, улучшать сервисы, развивать событийный календарь
Однако барьером может стать колоссальный дефицит кадров, который испытывает туриндустрия и индустрия гостеприимства. Количество вакансий составляет сегодня 40-60%.
– Отвечают ли ваши программы современным вызовам в сфере туризма?
– Безусловно, да. Наша работа направлена на то, чтобы изменить лицо туризма в Российской Федерации, повысить престиж отрасли, куда устремятся наши выпускники, планирующие построить блестящую карьеру. Для этого мы стараемся насытить событийный календарь студентов различными профессиональными мероприятиями и максимально погрузить их в практику для общения с "полевыми игроками" индустрии.
© iStock.com / PixelsEffect
Туристка общается с администратором гостиницы
Сейчас мы вместе с филиалом в Дубае запускаем программу в сфере гостеприимства и туризма,выпускники которой получат международный диплом и смогут применять свои знания в отелях ресторанах за пределами нашей страны. Четырехлетнее обучение будет проходить в два этапа: первые два года студенты будут учиться на кейсах наших российских партнеров, а затем отправятся постигать тонкости гостиничного дела в ОАЭ.
Эта программа, как и все остальные наши направления, нацелена на студента, который хочет все знать. Мы ориентируемся на новое поколение с высокими ожиданиями от процесса обучения и принимаем их вызовы: каждый год мы обновляем учебные дисциплины, меняем рабочие программы и ищем новые интересные кейсы.