МОСКВА, 12 апр — РИА Новости. Передовые инженерные школы (ПИШ) позволяют обучающимся вузов осваивать специализации, наиболее востребованные крупными работодателями России. Они также помогают студентам быстрее начать сотрудничество с конкретными компаниями, считают участники пресс-конференции МИА "Россия сегодня", посвященной началу вступительной кампании 2023 года.
Передовые инженерные школы – федеральный проект Министерства науки и высшего образования РФ, запущенный в 2022 году. На конкурсной основе были отобраны 30 вузов из 15 регионов, которые получили финансирование на создание практико-ориентированных программам подготовки. Каждый университет представляет разнообразные направления ПИШ, так как их специфика зависит от задач системообразующих предприятий региона.
«
"В рамках ПИШ в прошлом году мы запустили программу "Искусственный интеллект и большие данные в двигателестроении". В этом году будет запущена (программа) "Системный инжиниринг бортовых электронных систем", а на следующий год – "Организация цифровых производств". Это самые новые тренды, то, что больше всего востребовано предприятиями", – рассказал ректор Самарского национального исследовательского университета им. ак. С.П.Королева Владимир Богатырев.
Богатырев подчеркнул, что продолжается строительство межвузовских кампусов – это территории, где находятся жилье и образовательные объекты для обучающихся различных университетов. Такие локации позволят абитуриентам из других городов свободнее перемещаться в поисках оптимальных образовательных программ и разовьют студенческую мобильность, уверен он.
По словам ректора Волгоградского государственного технического университета Александра Навроцкого, есть территории, где потребность в инженерах особенно сильна, такие как Волгоградская область. Там сосредоточен комплекс промышленных компаний федерального значения, которым требуется большое количество высокообразованных кадров.
«
"У нас есть своя методика, основанная прежде всего на участии в научных исследованиях по направлениям материаловедения, металлургии, химии. Наши школы возглавляют академики РАН, работающие в вузе", – дополнил Навроцкий.
Он отметил, что когда студенты сразу попадают в действующий научный коллектив и участвуют в практической реализации проектов на высоком уровне, то сами быстрее начинают изобретать новые подходы и решения. А входящие в образовательный процесс технологии и практическая часть помогают не только лучше раскрыть свой потенциал, но и снижают гендерный дисбаланс в профессии инженера, обратил внимание и. о. ректора Томского политехнического университета Леонид Сухих.
"Например, одна из студенток нашего вуза стала лицензированным оператором ядерного реактора, первая в стране. Это открывает еще один путь. Если раньше ограничения из-за тяжелых условий труда, радиации сохранялись, то сейчас, при развитии технологий, во главу становится не физическая сила, а умение работать интеллектуально", – уточнил он.
Также Сухих отметил, что в рамках ПИШ университет предлагает студентам программы в области отраслевых и цифровых решений для топливно-энергетического комплекса с учетом потребностей государственных и частных корпораций.
Вместе с тем в России появляются нестандартные системы построения образовательной траектории. Так, Донской государственный технический университет предлагает формат 2+2+2, рассказал проректор по науке вуза Владимир Колодкин.
"Еще мы предлагаем обучаться все время в команде, то есть готовишься и учишься, постоянно, меняя команды, с которыми взаимодействуешь. К примеру, мы обучаем конструкторов в области гидравлики, они работают не друг с другом, а вместе с расчетчиками, конструкторами-механиками, программистами. И не с учебными проектами, а с реальными испытательными стендами", – конкретизировал он.
По мнению проректора по учебной работе НИУ "МИЭТ" Александра Балашова, сейчас в стране происходит тесное взаимодействие науки, производства и образования, что позволяет наращивать темпы роста в каждом направлении.
"В частности, у нас создается технологический полигон, где разные организации смогут совместно реализовывать исследовательские задачи, отрабатывать технологические процессы. Студентам и аспирантам будет проще проводить практику и собственные исследования", – продолжил Балашов.
Он заметил, что на случай возникновения у обучающегося коммерческих идей в вузе проработана система их воплощения совместно с партнерскими предприятиями.
Однако, несмотря на активное развитие современных направлений, вначале студенту полезнее осваивать классические дисциплины, предположил проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков.
"На первых курсах лучше всего делать уклон на фундаментальное физико-математическое образование, потому что IT-направления очень динамично меняются. Получив хорошую базу, его можно настраивать в зависимости от области, в которой человек собирается работать", – пояснил он.
Боровков уточнил, что передовая инженерная школа университета представлена семью магистерскими программами в областях компьютерного и цифрового производства. Также ПИШ вуза сотрудничает с 22 партнерскими организациями.
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Его основные цели – привлечение молодых людей в научно-технологическую сферу, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества, рост знания людей о достижениях российской науки.