МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Ученые и педагоги обсудят проблемы подготовки учителей на форуме "Педагогическое образование в российском классическом университете", который пройдет 17-18 марта в Российской академии образования (РАО) при участии Минобрнауки России. Как меняются требования к школьным учителям? Должны ли их готовить непрофильные вузы? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал заместитель президента Российской академии образования, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Басюк.
— Виктор Стефанович, каким должен быть педагог в современной школе? Какие требования к этой профессии сегодня выходят на первый план?
— Педагог — человек, который влияет на умы и на сердца юного поколения. Поэтому сегодня очень важно подготовить учителя, который способен, с одной стороны, сохранять лучшие традиции отечественного образования, с другой стороны, взаимодействовать со школьниками с использованием современных технологических инструментов, эффективно организовывать урочную и внеурочную деятельность в рамках образовательного процесса.
Все это, на мой взгляд, очень полно изложено в профессиональном стандарте педагога. Профессиональное сообщество сегодня обсуждает новую редакцию этого документа, там есть перечень трудовых функций и навыков, которыми должен обладать современный учитель.
К примеру, необходимо разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, которые основаны на знании законов развития личности и поведения ребенка в условиях не только реальной, но и виртуальной среды. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе, ребят с особыми образовательными потребностями. Владеть IT-компетенциями. И многое другое.
Мы видим на этих примерах, что сегодня требования к профессионализму педагога меняются под современные запросы общества. Однако, никакой формализованный перечень умений, знаний и навыков не будет полным, потому что учитель приходит на урок не только как носитель профессиональных знаний, но, в первую очередь, как личность. Его индивидуальность окрашивает его профессиональные компетенции и делает каждый урок неповторимым. Современной школе, конечно, сегодня нужен яркий, самобытный педагог, при этом дающий качественное образование.
Важная компетенция педагога — его посредническая функция. Сегодня ребенок может получить знания из огромного информационного пространства, которое его окружает. Но эти знания иногда противоречивы, иногда недостоверны, а ребенку нужно как-то ориентироваться в социальном пространстве. И учитель должен стать посредником между социальным пространством и ребенком, должен научить его выбирать правильную информацию и верно ее использовать.
И, конечно, педагог должен обладать самым главным, на мой взгляд, качеством —любовью к детям.
— Соответствует современное педагогическое образование этим новым требованиям?
— На мой взгляд, и да, и нет. С одной стороны, сохраняются традиционные, не зависящие от времени ценности подготовки учителей. В первую очередь, это отличное знание своего предмета, общая эрудиция, культура, достоинство педагога в любых обстоятельствах.
С другой стороны, перед учителем стоят и новые задачи, о которых мы только что говорили: быть в диалоге с современным ребенком, создавать увлекательный учебный процесс, владеть новыми, в том числе, цифровыми технологиями обучения. Здесь российскому педагогическому образованию еще есть, куда развиваться.
Социально-культурные вызовы постоянно обновляются и педагогическое образование тоже должно постоянно обновляться, даже немного опережать ситуацию в современном общем образовании. Поэтому и вузы должны работать с опережением.
Что это значит? Когда мы проектируем образовательные программы подготовки будущих учителей, мы рассчитываем, что наш выпускник придет в школу через 4-6 лет. Соответственно, мы должны закладывать профессиональные компетенции с учетом развития на 4-6 лет. За это время и дети, и педагогические коллективы успеют в чем-то измениться.
Да, российское педагогическое образование сегодня интенсивно развивается, но оно должно стремиться соответствовать тем задачам, которые могут возникнуть завтра.
— Нужно ли привлекать к преподаванию профессионалов из других отраслей?
— Несомненно, это важно и нужно, чтобы помочь ребенку войти в самостоятельную жизнь. Во-первых, обязательно нужно привлекать работодателей — директоров школ, управленцев и менеджеров, потому что они заинтересованы в качестве подготовки учащихся. Законодательство сегодня позволяет привлекать таких людей даже к приему итогового экзамена у выпускников вузов.
Во-вторых, необходимо, чтобы к преподаванию привлекались профессионалы из отраслей, не связанных с образованием, потому что у них другое мышление, другой взгляд на многое.
Дело в том, что педагогическое образование, в том варианте, в котором оно сформировалось у нас в России — это очень содержательное образование, точечно готовящее специалиста именно к преподавательской деятельности в области той или иной дисциплины. Например, учитель физики — это человек, который обладает знанием физики, он знает физику шире школьной программы и владеет методикой.
Однако сегодня успешность учителя заключается не только в том, что он объяснил детям законы физики, а в том, что он их заинтересовал в самостоятельном изучении и постижении этих самых физических законов, дал возможность изучать их применение в разных явлениях, отраслях и в других дисциплинах.
Этот симбиоз педагогических знаний и компетенций из других отраслей всегда дает лучший результат. Практика показывает, что он активно развивается в профильном образовании, углубленном изучении предметов, поэтому я думаю, он будет востребован и впредь.
— На ваш взгляд, можно ли внедрять педагогические образовательные программы в вузы других профилей?
— Это достаточно сложный вопрос. Я считаю, что в стране обязательно должны быть профильные педагогические вузы с особой системой подготовки педагогических кадров. Но при этом обязательно должна быть система подготовки учителей и в классических, и в технических университетах.
Практика говорит о том, что сегодня специалисты не педагогических профилей, закончившие бакалавриат и пришедшие потом обучаться в педагогическую магистратуру, становятся наиболее продуктивным педагогами для особых образовательных программ — предпрофильного, профильного обучения, углубленного изучения предметов.
Педагогические образовательные программы, если на них посмотреть несколько шире, — это, в первую очередь, источник широкого масштабного гуманитарного образования в университетах страны. Ведь именно гуманитарное образование, дающее понимание законов философии, психологии, социологии, закономерностей обучения и воспитания — это тот фундамент, на котором развивается динамичное, глубокое профессиональное мышление.
В основе всех технических достижений лежит развитие сознания на базе гуманитарных знаний. Поэтому их очень важно включать в подготовку педагогических кадров в классических университетах и в других вузах. За этим, на мой взгляд, будущее.