Сетевой ретейл — стабильно развивающийся сегмент рынка и неотъемлемая часть современного стиля жизни. О том, почему крупные торговые компании активно борются за молодых специалистов, и о том, как шагнуть из магистрантов прямо в директора, корреспонденту "Социального навигатора" рассказала руководитель управления по обучению и оценке персонала торговой сети "Перекресток" Светлана Теселкина.
— Светлана, расскажите, как крупные ретейлеры обеспечивают себя качественными кадрами?
— Аналитика показывает, что эффективнее всего в бизнесе те руководители, которые выросли внутри компании, а не пришли со своим опытом со стороны. Поэтому стандартной практикой для нас являются программы внутреннего кадрового резерва и сотрудничество с профильными вузами.
Наша компания, в частности, работает в тесном контакте со специалистами магистерской программы "Организация и технология торгового бизнеса" Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
В 2017 году мы запустили уникальный проект RuleMakers — долгосрочную программу подготовки руководителей торговой сети, партнерами в рамках которой выступают более 40 вузов со всей России. Ключевым партнером проекта и главным стейкхолдером является базовая кафедра торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
— На кого ориентирована эта образовательная программа?
— Это выпускники профильных вузов и факультетов направлений "Торговое дело" и "Товароведение". К примеру, около 70% участников программы RuleMakers в Москве – выпускники и старшекурсники РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Помимо диплома своего вуза о высшем образовании по специальности, выпускники нашей программы получают удостоверение о повышении квалификации по программе подготовки управленческих кадров.
Для нашей компании это смелый проект. Фактически мы набираем студентов без опыта работы и уже через девять месяцев, сразу после выпуска, они начинают управлять большими командами.
— Какие знания и компетенции приобретут выпускники?
— У наших студентов будет сформировано качественно новое отношение к процессу управления в продуктовом ретейле. Они изучат все тонкости ведения финансовой отчетности, маркетинга, логистики, управления персоналом и основательно разберутся в коммерческих показателях.
Наша задача — обеспечить развитие практических навыков. Совместно со специалистами вузов мы даем набор знаний и умений, необходимый для успешного старта карьеры.
Важно отметить, что наша программа фактически стала частью учебного плана Плехановского университета при подготовке специалистов для сферы коммерции.
Сотрудничество со специалистами ведущего экономического вуза страны — важный базис в подготовке будущих руководителей для развития ретейла. В моей практике был большой опыт сотрудничества с выпускниками разных вузов. Но стоит отметить, что максимальная конверсия студентов, получивших реальный Job offer по завершению проекта и далее получивших в течение года повышение, приходится на выпускников именно РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Программа подготовки управленцев — это девять месяцев теории, практики, очных и дистанционных занятий, профессиональных и управленческих тренингов. Лекции у участников программы RuleMakers ведут топ-менеджеры, руководители управлений, тренеры компании, которые помогают погрузиться в отдельные аспекты бизнеса — маркетинг, логистика, управление персоналом и другие.
— Как организованы обучение и практика?
— Еженедельно это четыре часа лекций и восемь часов практики. Практику студенты проходят непосредственно в самих супермаркетах. Ежемесячно — зачет по пройденным блокам.
По сути, то, что мы предлагаем, — это круговая стажировка, в ходе которой каждый студент успевает поработать и познакомиться со всеми нюансами жизни большого магазина: касса, торговый зал, склад, собственное производство и так далее.
Так как сейчас обучение преимущественно дистанционное, значительно вырос объем теории: мы проводим больше онлайн-встреч с экспертами, а топ-менеджеры выступают в формате вебинаров. Возможность общения с экспертами, таким образом, получили студенты из всех регионов.
Также с 2020 года мы будем использовать еще больше digital-технологий в обучении: VR и AR-технологии, вебинары, Ютюб-трансляции, электронные дневники и онлайн-обратная связь наставника супермаркета.
— Как программа влияет на жизнь вашей компании?
— В первую очередь, цель программы — выпустить молодых и энергичных руководителей магазинов с профильной подготовкой. Нам нужна "молодая кровь" — смелые люди из поколения Z, которые готовы управлять и брать на себя ответственность. Они начнут свою карьеру с позиции заместителя директора магазина, что, безусловно, выгодно как для них, так и для нас.
В компании сейчас 40 тысяч сотрудников, поэтому быстрое "омоложение" кадров вряд ли возможно — но мы уверенно движемся к этому. Из нескольких сотен наших участников программы RuleMakers уже пятеро сделали шаг вверх, став директорами крупных магазинов. И это всего за год.
— Каковы карьерные перспективы выпускников?
— После завершения программы выпускники становятся заместителями директоров магазинов. Следующий шаг — директор, следующий — региональный директор, следующий – директор дивизиона. Выше — уже директор компании.
Важно понимать, что карьерное будущее наших выпускников не ограничивается возможностью работы только в магазинах сети. У выпускников есть все возможности, чтобы уйти в область функционального развития, аналитики и высоких технологий. Многие участники проекта RuleMakers уже сейчас работают в центральном офисе.
— Как стать участником программы?
— Для этого необходимо быть студентом выпускного курса профильного вуза, вовремя подать заявку и принять участие в отборочных процедурах. В прошлом году это была большая бизнес-игра, судьями которой выступали эксперты нашей компании.
Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях и следите за коммуникацией. Уже открыт набор в проект 2020-2021.