В рамках образовательного интенсива "Остров 10-22" команда Тольяттинского государственного университета (ТГУ) представила проект цифровой трансформации университета. Чем цифровой университет отличается от обычного? Каковы преимущества цифровизации в сфере высшего образования? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказал ректор ТГУ, доктор физико-математических наук, профессор Михаил Криштал.
- Михаил Михайлович, что такое цифровой университет?
- Существует мнение, что цифровой университет – это вуз, который готовит кадры для цифровой экономики. На мой взгляд, это не совсем так. Цифровой университет работает с цифровыми технологиями, "живет в цифре" и, благодаря этому, создает соответствующую среду, в которой будущие специалисты приобретают навыки работы с цифровыми технологиями. ИТ-направления подготовки есть во многих вузах, однако эффективность обучения существенно вырастает, если сам университет становится цифровым.
Уровень цифровизации в российских вузах очень разный. Вузы стремятся к наращиванию этих компетенций и объединению ресурсов для повышения конкурентоспособности. Однако до сих пор нет единых стандартов стыковки данных и сервисов, и это серьезно препятствует развитию.
На "Острове 10-22" инициативная группа вузов создала лаконичный документ – Хартию о цифровизации образовательного пространства. В ней заложены принципы успешной интеграции и эффективного взаимодействия вузов для перехода к цифровой экономике знаний. За два дня его уже подписали 25 вузов. Следующим шагом станет совместная разработка соответствующих стандартов, рекомендаций, норм и правил.
- Ваш университет вместе с ведущими российскими вузами приглашают к обсуждению будущего университетов в цифровую эпоху…
- Наверное, в этом играет роль наш опыт в построении цифрового университета и понимание, что такое цифровая трансформация. Дело в том, что мы никогда не были богаты внешними ресурсами. Нам всегда надо было очень тщательно взвешивать, куда и как расходовать свои средства. Поэтому любое цифровое решение принималось не как прихоть, а как насущная необходимость.
Последние лет десять мы фактически выстраивали систему сервисов цифрового университета, интегрировали и вычищали данные, недавно начали переход к управлению большими данными. Может быть, мы не так продвинуты в отдельных сервисах как некоторые наши коллеги, но в плане системности подхода и в количестве реализованных сервисов мы находимся в числе лидеров.
© Фото : Артем Чернявский, ТГУ
Ректор ТГУ Михаил Криштал
Цифровизация дала нам возможность повысить в полтора раза количество студентов, расширить географию приема до 81 региона страны и 19 зарубежных стран, резко поднять количество реализуемых функций практически без изменения штата, обеспечить сохранение коллектива и реальное повышение зарплат преподавателям.
Мы с удовольствием поделимся нашим опытом с другими вузами осенью на X Всероссийской конференции "Управление вузом", которая пройдет на базе ТГУ и будет организована совместно с корпорацией "Галактика". Главное, что смогут почерпнуть для себя участники – это реальный кейс по цифровизации вуза с хорошим экономическим и социальным эффектом в условиях сильно ограниченных ресурсов.
- Чем обучение в цифровом университете отличается от обучения в традиционном вузе?
- Современные выпускники вузов должны обладать навыками проектной работы и работы в команде. Для этого в обучение нужно внедрять профессиональную проектную и практическую деятельность. Два года назад мы сделали это в нашем университете, и сегодня уже 100% студентов-очников первого и второго курса ТГУ вовлечены в проектную деятельность, которая, кстати, очень хорошо мотивирует их на получение профессиональных знаний.
Проектная или практическая деятельность требует времени, ей нельзя заниматься в факультативном режиме. Для этого традиционные лекции необходимо переводить в качественный цифровой формат и выводить в самостоятельную работу. В университете, который сумел организовать производство электронного контента и внедрил использование электронных курсов университетов-партнеров, появляется реальная возможность включения проектной работы в учебный процесс.
В то же время, цифровой университет должен предоставлять студентам и преподавателям удобные сервисы, которые помогают организовывать учебный процесс и коммуникации, фиксировать и анализировать цифровой след, грамотно выстраивать индивидуальные образовательные траектории, оперативно реагировать на возможные проблемы.
По сути, все сопровождающие процессы современного университета должны быть выстроены на основе цифровых технологий. Это требует перехода к управлению большими данными, начиная с работы с абитуриентами или мониторинга трудоустройства выпускников и заканчивая анализом учебного поведения.
Цифровой университет – это еще и виртуальные лаборатории. Мы закупили около 250 виртуальных лабораторных работ для онлайн-обучения заочников. Их использование даже позволяет студенту работать индивидуально, а не стоять вдесятером около одного прибора как у наглядного пособия. Я убежден, что онлайн-обучение по эффективности и возможности персонификации учебных траекторий максимально приближено, а иногда и превосходит очную форму обучения.
- Ваш хакатон для школьников вошел в число финалистов конкурса на Общеевропейской неделе цифровых технологий. Как вам удалось добиться такого успеха?
- Во многом, это заслуга руководителя Лаборатории виртуальной и дополненной реальности Института дополнительного образования "Жигулевская долина" ТГУ, двукратного победителя Международного конкурса открытых онлайн курсов EdCrunch Award Ольги Павловны Михеевой.
По ее инициативе ТГУ провел хакатон по созданию веб-приложения виртуальной реальности "Web VR Jam", в котором участвовали более 100 ребят из 14 школ Тольятти и Самарской области. Это мероприятие было включено в повестку Общеевропейской недели цифровых технологий среди более 1500 событий. Наш хакатон вошел в число 14 лучших мероприятий, наряду с проектами из Германии, Испании, Румынии, Польши, Литвы и других стран.
- А чем цифровой университет отличается в научной сфере?
- Возможностью работать со сложными инженерными и научными проектами в единой цифровой среде; оперативным обменом информацией и результатами, вплоть до одновременной работы над проектом различных центров компетенций в разных организациях или странах.
Важным становится умение создавать цифровой двойник инновационного продукта, который должен проходить через все этапы его жизненного цикла, начиная от проведения исследований и виртуальных испытаний, и заканчивая физическими моделями и опытными образцами. Цифровой университет может создать проектный офис для управления проектами и распределением ресурсов между различными центрами компетенций.
Так, в июле было подписано соглашение о создании Самарского научно-образовательного центра, в число учредителей которого вошел и Тольяттинский госуниверситет. Наша идея о разработке единой системы взаимодействия разных центров компетенций и создания на их основе цифровой платформы была одобрена губернатором Самарской области, и мы уже активно работаем в этом направлении.
- Что цифровизация дает университету как опорному вузу региона?
- Обычно для университета выделяют три миссии: образовательную, научную и предпринимательскую. Как правило, они надстраиваются друг над другом. То есть университет не может осуществлять вторую миссию без первой, а третью без второй.
Однако есть еще и четвертая миссия, которая превращает университет в опорный. Это миссия драйвера социокультурного и экономического развития региона. Если опорный университет реализует все четыре миссии, он становится катализатором трансформации экономики региона. Цифровой предпринимательский университет становится главным звеном новой отрасли экономики – отрасли генерации инноваций. А это влияет и на регион.
- Как вы планируете развивать цифровизацию университета в будущем?
- Мы составили матрицу тех сервисов и компетенций, которые, на наш взгляд, должны быть у цифрового университета, четко понимая, в каком месте мы находимся и куда дальше двигаться.
Сейчас мы внедряем управление на основе больших данных и уже опробовали системы на основе искусственного интеллекта. А это уже возможность построения индивидуальных траекторий с наибольшей степенью вовлеченности с учетом персональных особенностей и личных предпочтений, обеспечение максимальной оперативности реагирования на вопросы студентов и преподавателей. Этот подход сделает процесс обучения предельно удобным и эффективным.