Шестая международная конференция "Образование и мировые города-2019: новые горизонты университетской репутации" пройдет 22-23 мая в ВШЭ в Санкт-Петербурге. О том, как вузы должны заботиться о своей репутации, рассказала РИА Новости представитель Университета Наварры (Испания), международный эксперт в сфере репутационной политики Магдалена Гаете.
‒ Для начала хотела бы вас процитировать: "репутация – это не продукт, который можно изготовить, а плод, который нужно вырастить". Что же это за плод? И как, собственно, университет может его вырастить?
‒ Чтобы плод стал зрелым, требуется время, определенные климатические условия и забота агронома. В высшем образовании мы определяем свой набор факторов "выращивания". Иногда руководители думают, что репутация университета заключается в том, чтобы как можно больше рассказать о том, что уже сделано и что еще планируется сделать в вузе. На самом же деле, чтобы заработать себе репутацию, надо думать не о самой репутации, а о развитии "нематериальных активов" университета. Эти активы и являются компонентами репутации.
‒ О каких компонентах идет речь?
‒ Это целый набор факторов: качество преподавания, возможности исследовательской деятельности, рабочие места (для студентов, преподавателей, администрации), возможность трудоустройства выпускников, доступ к исследовательским ресурсам, экономическая и финансовая стабильность университета, корпоративная этика и социальная ответственность. Крайне влиятельны такие факторы, как интернационализация, инновации в преподавании, роль лидера (ректора) и его стиль управления. Все это в совокупности создает фундамент репутации университета.
Однако мы должны понимать, что репутация всегда связана с внешним отношением: "каким образом тебя видят твои заинтересованные стороны". Вот здесь начинается вторая "матрица" репутации ‒ твои стейкохолдеры ‒ целые группы или отдельные лица, которые влияют на достижения университета: это и профессионалы вуза, и студенты, выпускники и абитуриенты, и работодатели, и регуляторы, и другие университеты, и студенческие ассоциации и пр.
Обычно я выделяю 13 групп стейкхолдеров, хотя их может быть значительно больше. Например, если взять группу "студенты", то можно открыть еще несколько других "окон": студенты разных направлений подготовки, студенты родного города, приезжие студенты, иностранные студенты. Университет должен постоянно думать о том, каким образом он о них заботится. Диалог с каждой заинтересованной стороной формирует репутацию вуза.
‒ Какова в этом деле роль департамента коммуникации, пресс-службы?
‒ Процесс формирования репутации включает 3 фазы: первая протекает внутри организации, вторая ‒ среди стейкхолдеров, а третья ‒ в рамках широкой общественности. Эти департаменты должны идти в ногу с развитием университета, создавать свою "карту стейкхолдеров", общаться со всеми заинтересованными сторонами, налаживать внутреннюю коммуникацию. Они должны быть в курсе того, что хорошего и что плохого происходит в университете. Здесь я вижу диссонанс. Иногда приходится слышать, как сотрудники некоторых вузов говорят: "я не знаю, какая у нас стратегия, куда идет университет".
Репутация формируется как айсберг: под водой ‒ качество преподавания, связи со стейкхолдерами и другие важные вещи, а верхушка айсберга ‒ авторитет ректора, репутация, бренд университета. Никакой айсберг не может жить только верхушкой, внутри должна кипеть работа, причем работа не только управляющего персонала, но и всех сотрудников, чтобы каждый человек в университете знал, куда идет караван.
‒ На международной конференции в Санкт-Петербурге вы будете выступать перед ректорами российских вузов. Какие конкретные механизмы улучшения репутации университетов вы можете им посоветовать?
‒ Первый совет: улучшать отношение к людям. Когда я говорю "люди", я имею в виду всех стейкхолдеров. Совсем недавно я побывала в нескольких региональных университетах. Не хотела на этом акцентировать внимание, но придется. У ректора своя столовая, кабинет украшают удивительные люстры, а в студенческом туалете не закрываются двери, нет туалетной бумаги. Это элементарное неуважение к своим же преподавателям и студентам. Как в такой ситуации можно говорить об укреплении позиций в международных рейтингах?!
Второй момент: в некоторых университетах работают преподаватели, у которых нет времени на повышение квалификации, они знают свой предмет на старом уровне, не интересуются новыми знаниями и формами обучения. О чем они говорят в аудиториях? Может быть, они приходят на лекцию без мотивации, рассказывают свой предмет и уходят? Какое отношение к студентам они демонстрируют? С другой стороны ‒ как университеты заботятся о своих преподавателях, их научной и урочной нагрузке?
До сих пор многие преподаватели 60+ приходят с бумажками, которые писали 10-20 лет назад. Но сегодняшние студенты не хотят повторения, они хотят получать новые знания и видеть перед собой преподавателя, который может открыть для них новые пути.
Студенты очень изменились – это миллениалы, поколение "z". Они все подвергают сомнению, у них есть собственное мнение, они способны к самообразованию, они позволяют себе критиковать преподавателя. Преподаватель для студентов – это один из источников знаний, есть и другие источники (интернет, youtube, Wikipedia и пр.), поэтому так важно, чтобы преподаватель понимал свою роль "боцмана" в информационных морях, где плавают его студенты.
Третий важный аспект: какую социальную роль играет университет. Зачастую университет ведет себя как остров внутри города. У него забор, своя жизнь… Между тем, у каждого университета есть много возможностей для взаимодействия с городом, представителями бизнеса и социальных некоммерческих организаций.
Сотрудники университета, будущие выпускники ‒ это сообщество профессионалов, которые хотят и могут делать мир лучше. Университеты являются потенциально мощными субъектами развития города. Но для этого вузу надо хотеть быть таким двигателем, брать на себя социальную ответственность, а городу ‒ быть открытым к взаимодействию с университетом, принимать его идеи.