https://na.ria.ru/20240813/tyumgu-1965700321.html
"Выпускники-кентавры": как искусственный интеллект проникает в вузы
"Выпускники-кентавры": как искусственный интеллект проникает в вузы - Навигатор абитуриента РИА Новости, 13.08.2024
"Выпускники-кентавры": как искусственный интеллект проникает в вузы
Первый форум "ИИ в высшем образовании: педагогические вызовы и перспективы российских университетов" состоялся недавно в Тюменском государственном университете. Навигатор абитуриента РИА Новости, 13.08.2024
2024-08-13T09:00
2024-08-13T09:00
2024-08-13T10:56
навигатор абитуриента
про профобразование. эксклюзивно
россия
тюменский государственный университет
тюменская область
искусственный интеллект (ии)
общество
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/08/0c/1965696861_0:156:3000:1844_1920x0_80_0_0_35d0911ba391798b31422e2e0453f4f3.jpg
МОСКВА, 13 авг – РИА Новости. Первый форум "ИИ в высшем образовании: педагогические вызовы и перспективы российских университетов" состоялся недавно в Тюменском государственном университете. О подробностях форума и наиболее дискуссионных проблемах, которые на нем обсуждались, рассказал в интервью РИА Новости ректор ТюмГУ Иван Романчук.– Не кажется ли вам, что в настоящее время в вузах нет никакого порядка в плане использования ИИ в учебном процессе?– Нет, мне так не кажется. Искусственный интеллект значительно меняет учебный процесс. Университеты постепенно, порой осторожно, по мере возможностей внедряют инструменты ИИ в свои учебные процессы. Мы находимся в едином образовательном пространстве, видим происходящие изменения и реагируем на них.Этим нарастающим изменениям и был посвящен первый форум "ИИ в высшем образовании", который мы организовали совместно с Центром трансформации образования МШУ Сколково. В нем приняли участие представители ведущих вузов страны и профильных компаний. По итогам форума был подписан меморандум.Многие из выступающих подчеркнули, что такой серьезный инструмент, как ИИ, будет влиять на все типы компетенций; а также то, что новые технологии позволят убрать все алгоритмизируемое из преподавательских функций.Я уверен, что ИИ открывает беспрецедентные возможности в повышении эффективности управления образовательной деятельностью.– Какие границы здесь должны быть очерчены: где можно применять ИИ, а где – категорически нельзя? На ваш взгляд, какой спектр образовательных задач можно и нужно делегировать искусственному интеллекту?– Это важные вопросы, которые необходимо решать профессиональным сообществом. Опыт точечного и направленного применения ИИ в образовательном процессе в нескольких учебных подразделениях нашего университета показал, что он помогает экономить время, дает возможность быстро генерировать контент, повышает вовлеченность студентов.ИИ уже сегодня успешно делегируют планирование образовательных программ и проверку домашних заданий.– Как вы относитесь к идее полного запрета использования ИИ в аспирантуре, ведь, согласитесь, что ИИ притупляет исследовательские навыки, которыми априори должны обладать молодые ученые?– На мой взгляд, полный запрет излишен. С помощью ИИ молодые ученые могут быстрее находить необходимую научную информацию, разыскивать узкоспециализированные разработки и контакты коллег из других регионов и стран. Молодые исследователи хорошо видят возможности, которые предоставляет ИИ.Однако масштабное внедрение ИИ в исследовательскую деятельность – непростой процесс. Он требует непрерывной разработки и экспериментальной апробации каждых инновационных решений. Желательно, что чтобы аспиранты и молодые ученые принимали непосредственное участие в этом процессе.– Весной этого года вы официально разрешили студентам использовать ИИ в подготовке выпускных квалификационных работ, чем наделали немало шума среди профессионального сообщества. Поделитесь своими первыми наблюдениями.– На этом этапе мы выставили совершенно прозрачные и понятные ограничения. Студенты не успели вздохнуть с облегчением: они увидели, что упорядочивание использования ИИ требует от них дополнительных интеллектуальных усилий.– Как вы оцениваете систему "Антиплагиат"? Существуют ли какие-то альтернативные системы?– "Антиплагиат" учится все более эффективно распознавать сгенерированные тексты, маркируя их как подозрительные. В свою очередь, неумелое и примитивное использование ИИ выдает в работах неуместную конкретность, текстовые галлюцинации, неперсонализированность.Новые системы по проверке работ появляются, равно как и способы их обхода, поэтому важно учить студентов грамотному и обогащающему взаимодействию с искусственным интеллектом. Это сложная задача.– Как ИИ меняет рынок труда?– Появляется запрос на "выпускников-кентавров", способных тесно взаимодействовать с ИИ. Очевидно, что в условиях нового технологического уклада они будут работать в самых разных областях - экономике, юриспруденции, инженерии, в ИТ-сфере, образовании, медицине…Изменения в профессиях стремительные: то, что вчера было фантастикой, сегодня становится must have.– Не кажется ли вам, что на фоне внедрения в учебный процесс искусственного интеллекта роль классического университетского профессора становится менее значимой? Как это можно переосмыслить с учетом новых технологических реалий?– Я вижу ИИ как революционную, взрывную, а иногда и подрывную технологию, поэтому и роль профессора нуждается в разностороннем и внимательном переосмыслении. У преподавателя становится больше интеллектуальной сложносочиненной работы, но уходит рутина.В процессе автоматизации, к примеру, создаются "персоны учебного курса" – кастомизированные системы ИИ, способные на эффективное оценивание. Таким образом, на первый план выходят педагогические компетенции преподавателя, позволяющие эффективно организовать работу студентов с ИИ.Во время экспериментов в нашем SAS (Школа перспективных исследований) и в Школе образования в нескольких группах полностью вывели из процесса живого профессора - студенты во время освоения дисциплины взаимодействовали с "цифровой персоной курса". "Персона" хорошо оценивала их работы, но была недостаточно эффективна в плане поддержания экспертной дискуссии.Еще один важный нюанс: использование возможностей ИИ в контексте внедрения активной индивидуализации и выделения сильных и слабых сторон каждого студента. В условиях большой учебной нагрузки именно это становится западающим звеном для живого преподавателя.Анализ успехов и провалов любого студента можно перепоручить ИИ. Но на этом фоне, как ни парадоксально, растет значимость оффлайн взаимодействия преподавателя и студента. На первый план выходит роль преподавателя как проводника "скрытого учебного плана" - ценностных установок и ролевых моделей, влияющих на мотивацию студента.– В России существуют Центры по ИИ-педагогике высшей школы?– Сейчас вопросами ИИ в высшей школе в той или иной степени начинают заниматься практически все вузы-лидеры системы. Ряд вузов включается в работу за счет создания пилотных проектов и экспериментальных площадок, глубоко интегрирующих ИИ в образовательный процесс. Мы решили приступить к работе на опережение, а не ждать, когда внутренние и внешние обстоятельства станут сильнее нас.Трансформировать образовательные программы и внедрять дополнительные курсы по ИИ-грамотности недостаточно ни для педагогов, ни для студентов. Речь идет о полном переустройстве образовательного ландшафта. Это займет немало времени, образовательные программы в одночасье мы не поменяем, но шаги в данном направлении будем делать поступательно и настойчиво.Поэтому уже сейчас запускаем серьезные трансформационные процессы, чтобы успеть выработать новые нормы деятельности и педагогические приемы не только для себя, но и для всей системы высшего образования. Планируем осенью в Тюмени провести второй общероссийский форум по ИИ.
https://ria.ru/20231016/nauka-1902213135.html
https://ria.ru/20240730/gost-1962824267.html
https://ria.ru/20240604/promyshlennost-1950255842.html
https://ria.ru/20240425/neyroset-1942180271.html
россия
тюменская область
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2024
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e8/08/0c/1965696861_167:0:2834:2000_1920x0_80_0_0_b70eb94688e75b3dc8e9bdae9de564fd.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
навигатор абитуриента, про профобразование. эксклюзивно, россия, тюменский государственный университет, тюменская область, искусственный интеллект (ии), общество
Навигатор абитуриента, Про профобразование. Эксклюзивно, Россия, Тюменский государственный университет, Тюменская область, Искусственный интеллект (ИИ), Общество
МОСКВА, 13 авг – РИА Новости. Первый форум "ИИ в высшем образовании: педагогические вызовы и перспективы российских университетов" состоялся недавно в Тюменском государственном университете. О подробностях форума и наиболее дискуссионных проблемах, которые на нем обсуждались, рассказал в интервью РИА Новости ректор ТюмГУ Иван Романчук.
– Не кажется ли вам, что в настоящее время в вузах нет никакого порядка в плане использования ИИ в учебном процессе?
– Нет, мне так не кажется. Искусственный интеллект значительно меняет учебный процесс. Университеты постепенно, порой осторожно, по мере возможностей внедряют инструменты ИИ в свои учебные процессы. Мы находимся в едином образовательном пространстве, видим происходящие изменения и реагируем на них.
Этим нарастающим изменениям и был посвящен первый форум "ИИ в высшем образовании", который мы организовали совместно с Центром трансформации образования МШУ Сколково. В нем приняли участие представители ведущих вузов страны и профильных компаний. По итогам форума был подписан меморандум.
Многие из выступающих подчеркнули, что такой серьезный инструмент, как ИИ, будет влиять на все типы компетенций; а также то, что новые технологии позволят убрать все алгоритмизируемое из преподавательских функций.
Я уверен, что ИИ открывает беспрецедентные возможности в повышении эффективности управления образовательной деятельностью.
– Какие границы здесь должны быть очерчены: где можно применять ИИ, а где – категорически нельзя? На ваш взгляд, какой спектр образовательных задач можно и нужно делегировать искусственному интеллекту?
– Это важные вопросы, которые необходимо решать профессиональным сообществом. Опыт точечного и направленного применения ИИ в образовательном процессе в нескольких учебных подразделениях нашего университета показал, что он помогает экономить время, дает возможность быстро генерировать контент, повышает вовлеченность студентов.
ИИ уже сегодня успешно делегируют планирование образовательных программ и проверку домашних заданий.
– Как вы относитесь к идее полного запрета использования ИИ в аспирантуре, ведь, согласитесь, что ИИ притупляет исследовательские навыки, которыми априори должны обладать молодые ученые?
– На мой взгляд, полный запрет излишен. С помощью ИИ молодые ученые могут быстрее находить необходимую научную информацию, разыскивать узкоспециализированные разработки и контакты коллег из других регионов и стран. Молодые исследователи хорошо видят возможности, которые предоставляет ИИ.
Однако масштабное внедрение ИИ в исследовательскую деятельность – непростой процесс. Он требует непрерывной разработки и экспериментальной апробации каждых инновационных решений. Желательно, что чтобы аспиранты и молодые ученые принимали непосредственное участие в этом процессе.
– Весной этого года вы официально разрешили студентам использовать ИИ в подготовке выпускных квалификационных работ, чем наделали немало шума среди профессионального сообщества. Поделитесь своими первыми наблюдениями.
– На этом этапе мы выставили совершенно прозрачные и понятные ограничения. Студенты не успели вздохнуть с облегчением: они увидели, что упорядочивание использования ИИ требует от них дополнительных интеллектуальных усилий.
– Как вы оцениваете систему "Антиплагиат"? Существуют ли какие-то альтернативные системы?
– "Антиплагиат" учится все более эффективно распознавать сгенерированные тексты, маркируя их как подозрительные. В свою очередь, неумелое и примитивное использование ИИ выдает в работах неуместную конкретность, текстовые галлюцинации, неперсонализированность.
Новые системы по проверке работ появляются, равно как и способы их обхода, поэтому важно учить студентов грамотному и обогащающему взаимодействию с искусственным интеллектом. Это сложная задача.
– Как ИИ меняет рынок труда?
– Появляется запрос на "выпускников-кентавров", способных тесно взаимодействовать с ИИ. Очевидно, что в условиях нового технологического уклада они будут работать в самых разных областях - экономике, юриспруденции, инженерии, в ИТ-сфере, образовании, медицине…
Изменения в профессиях стремительные: то, что вчера было фантастикой, сегодня становится must have.
– Не кажется ли вам, что на фоне внедрения в учебный процесс искусственного интеллекта роль классического университетского профессора становится менее значимой? Как это можно переосмыслить с учетом новых технологических реалий?
– Я вижу ИИ как революционную, взрывную, а иногда и подрывную технологию, поэтому и роль профессора нуждается в разностороннем и внимательном переосмыслении. У преподавателя становится больше интеллектуальной сложносочиненной работы, но уходит рутина.
В процессе автоматизации, к примеру, создаются "персоны учебного курса" – кастомизированные системы ИИ, способные на эффективное оценивание. Таким образом, на первый план выходят педагогические компетенции преподавателя, позволяющие эффективно организовать работу студентов с ИИ.
Во время экспериментов в нашем SAS (Школа перспективных исследований) и в Школе образования в нескольких группах полностью вывели из процесса живого профессора - студенты во время освоения дисциплины взаимодействовали с "цифровой персоной курса". "Персона" хорошо оценивала их работы, но была недостаточно эффективна в плане поддержания экспертной дискуссии.
Еще один важный нюанс: использование возможностей ИИ в контексте внедрения активной индивидуализации и выделения сильных и слабых сторон каждого студента. В условиях большой учебной нагрузки именно это становится западающим звеном для живого преподавателя.
Анализ успехов и провалов любого студента можно перепоручить ИИ. Но на этом фоне, как ни парадоксально, растет значимость оффлайн взаимодействия преподавателя и студента. На первый план выходит роль преподавателя как проводника "скрытого учебного плана" - ценностных установок и ролевых моделей, влияющих на мотивацию студента.
– В России существуют Центры по ИИ-педагогике высшей школы?
– Сейчас вопросами ИИ в высшей школе в той или иной степени начинают заниматься практически все вузы-лидеры системы. Ряд вузов включается в работу за счет создания пилотных проектов и экспериментальных площадок, глубоко интегрирующих ИИ в образовательный процесс. Мы решили приступить к работе на опережение, а не ждать, когда внутренние и внешние обстоятельства станут сильнее нас.
Трансформировать образовательные программы и внедрять дополнительные курсы по ИИ-грамотности недостаточно ни для педагогов, ни для студентов. Речь идет о полном переустройстве образовательного ландшафта. Это займет немало времени, образовательные программы в одночасье мы не поменяем, но шаги в данном направлении будем делать поступательно и настойчиво.
Поэтому уже сейчас запускаем серьезные трансформационные процессы, чтобы успеть выработать новые нормы деятельности и педагогические приемы не только для себя, но и для всей системы высшего образования. Планируем осенью в Тюмени провести второй общероссийский форум по ИИ.