https://na.ria.ru/20231127/obrazovanie-1911524499.html
На пути трансформации. Университеты для Енисейского макрорегиона
На пути трансформации. Университеты для Енисейского макрорегиона - Навигатор абитуриента РИА Новости, 27.11.2023
На пути трансформации. Университеты для Енисейского макрорегиона
Российские университеты проходят системную трансформацию. Какие стратегические проекты приобретают сегодня для вузов важное значение? Какие задачи решаются с их Навигатор абитуриента РИА Новости, 27.11.2023
2023-11-27T07:00
2023-11-27T07:00
2023-11-27T07:00
навигатор абитуриента
общество
россия
сибирский федеральный университет
про профобразование. эксклюзивно
красноярск
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/0b/18/1911512712_0:335:2047:1486_1920x0_80_0_0_bb503554036cba6e8dd576ea73f4effc.jpg
МОСКВА, 27 ноя – РИА Новости. Российские университеты проходят системную трансформацию. Какие стратегические проекты приобретают сегодня для вузов важное значение? Какие задачи решаются с их помощью? Об этом корреспонденту МИА "Россия сегодня" рассказал ректор Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев.– Максим Валерьевич, расскажите об изменениях, которые происходят в университете сегодня.– С 2021 года СФУ участвует в программе "Приоритет-2030", а она предполагает не просто улучшения или модернизацию, а трансформацию университета. Трансформация по своей сути не может быть простым, линейным процессом, поэтому динамика изменений в образовании, науке и других направлений деятельности университета разная. То же самое происходит и на уровне стратегических проектов университета.Например, мы фактически досрочно завершили проект "Гастрономический R&D-парк", направленный на завоевание лидерских позиций в индустрии гостеприимства, гастрономии, появлении новых технологий здорового питания, продвижении региональной кухни и формировании в университете предпринимательской культуры. Есть работающие стартапы, и наш регион в профессиональной среде называют гастрономической столицей.Теперь нам предстоит сделать следующий шаг – масштабировать эти подходы на федеральном уровне. Поэтому директор института как идеолог стратегического проекта докладывает президенту о концепции, которая может быть распространена, например, на систему среднего профессионального образования. Мы приступаем к внедрению в других субъектах России отработанных университетских практик. Фактически мы стали держателями экспертной позиции, а наш проект работает как франшиза.Еще один стратегический проект связан с инженерным образованием. Точки роста мы наблюдаем в разных институтах – такова особенность его реализации. Так, в Инженерно-строительном институте всего за год мы сформировали структуру для цифрового моделирования в строительстве. Уже есть заказчики проектной документации. При этом коллектив наладил взаимодействием с отечественными IT- компаниями, так как основной разработчик софта ушел из России.Следующий шаг развития будет связан с результатами конкурса федерального проекта "Передовые инженерные школы", на который мы подали заявку.– У СФУ есть и другие стратегические проекты?– Третий стратегический проект касается климатической повестки. Здесь мы вышли на формирование ко-бренда "Зеленый кампус" – это особо выделенная, особо маркированная сфера деятельности университета. Она увязывает в себе все экологические инициативы, научные проекты, разработки ученых университета, связанные с устойчивым развитием, климатическим и экологическим подходом, а также все общественные и публичные и образовательные форматы, направленные на изменение осознанного поведения людей.То есть "Зеленый кампус" – это зонтичный проект, в рамках которого формируется целый университетский микрорайон. Его развитие идет в логике принятой нами политики устойчивого развития. Так, мы обеспечили на кампусе круглосуточный доступ к питьевой воде. Реализуем проекты по утилизации отходов. Работает программа энергоэффективности. Мы благоустраиваем городские леса, которые хоть и расположены на нашей территорией, но являются городскими общественными пространствами.В начале года заработала "Зеленая станция" – демонстрационный полигон, где мы разрабатываем и тестируем "зеленые технологии", которые могут быть масштабированы на город. Сейчас завершается концептуальное оформление центра низкоуглеродного развития как элемента нашей стратегии.Четвертый и последний стратегический проект связан с гуманитарным образованием. Здесь мы тоже видим хорошую динамику, идет перестройка внутри содержания деятельности, люди (культурологи, историки, искусствоведы, программисты) начали друг друга видеть на этом пространстве, выходить за рамки сложившихся предметных областей.Такая коммуникация дает иное качество контента. За два года специалисты разработали междисциплинарные программы дополнительного образования, создали платформу, на которой в общий доступ выложены уникальные объекты историко-культурного наследия Сибири, на регулярной основе работает федеральная дискуссионная площадка, где эксперты обсуждают важные с точки зрения современной гуманитарной науки темы.Все это формирует среду, способствует профессиональному росту специалистов, появлению уникальных цифровых проектов. В ближайшем будущем, надеюсь, появятся сервисы, например, по распознаванию рукописей. Пока это научная разработка, которая оптимизировала работу коллектива над проектом, но она вполне может стать востребованным программным продуктом.Резюмируя, скажу, что все форматы стратегических проектов правильные с точки зрения развития университета. То, что они идут разными темпами, нормально. На следующем шаге с учетом интеллектуальной ревизии и рекомендаций, данных Социоцентром, они будут скорректированы.– Почему вы выбрали трек "Отраслевое или территориальное лидерство"? Как университету удалось включиться в региональную повестку?– Наш выбор, можно сказать, был предопределен, связан с предназначением федерального университета. Университет формировался как интегратор и драйвер развития территории, поэтому все эти годы мы "забирали" на себя проекты, связанные с развитием. Они трудоемкие, требуют подкрепления ресурсами, а у нас всегда есть ограничения. Но только мы можем вести такую работу. Например, мы подготовили научно-технологическую стратегию для края. Почему НОЦ мирового уровня создан на базе СФУ? Мы инициаторы этого проекта.Мы, не обсуждая, беремся выполнять все федеральные инициативы, способствующие развитию региона, если у нас есть необходимые компетенции. Так появились Центр искусственного интеллекта, Центр трансфера технологий, молодежные лаборатории, ИНТЦ, НОЦ мирового уровня, координационный региональный центр по математике, центры компетенций, стартап-студии и т.д. В этом и проявляется позиция ведущего университета.Поэтому территориальный трек мы выбрали осознанно, понимая, что это и есть наша ответственность за развитие региона. Мы были и раньше включены в региональную повестку, а сейчас еще более включены в нее в части научно-технологического развития.– Как вы работаете над вовлеченностью людей в свои проекты?– Если мы хотим изменений, нам нужно привлечь к ним как можно больше людей. Для этого мы проводим и опросы, и конкурс непроектных инициатив, и постоянное информирование о том, как идет реализация проектов и политик. Хочется, чтобы единомышленников было больше. Мы понимаем, что эта работа небыстрая, но ее все равно надо делать, надо последовательно наращивать критическую массу людей, готовых к трансформации.– Не так давно в СФУ прошла стратегическая сессия с экспертами Социоцентра. Чем она оказалась вам полезна?– Стратсессия состоялась, я бы сказал, вовремя. Приехали люди, которые хорошо разбираются в своем деле, одновременно обладающие федеральным видением задачи. В результате держатели политик и руководители стратегических проектов посмотрели на свои задачи в логике будущей модели университета. Сессия помогла нам сконцентрироваться на разрывах, которые до этого мы не так явно видели.Каким университет должен быть к 2030 году? Он должен отвечать за науку и образование в Енисейском макрорегионе, в том числе ориентируясь на глобальные вызовы. Поэтому в сфере наших интересов – климат, инженерное образование, арктическая зона, поиск новых эффективных решений, обеспечение инструментов присутствия, подготовки и привлечения специалистов на производства. В перспективе мы должны обеспечивать духовное и социальное благосостояние человека.
https://ria.ru/20231011/nauka-1901801128.html
https://ria.ru/20231121/nauka-1910644852.html
https://ria.ru/20221208/sfu-1836937909.html
https://ria.ru/20231009/nauka-1897996759.html
россия
красноярск
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/0b/18/1911512712_0:143:2047:1678_1920x0_80_0_0_0cbfeb76abc17bc617f739b6f8673e3c.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
навигатор абитуриента, общество, россия, сибирский федеральный университет, про профобразование. эксклюзивно, красноярск
Навигатор абитуриента, Общество, Россия, Сибирский федеральный университет, Про профобразование. Эксклюзивно, Красноярск
МОСКВА, 27 ноя – РИА Новости. Российские университеты проходят системную трансформацию. Какие стратегические проекты приобретают сегодня для вузов важное значение? Какие задачи решаются с их помощью? Об этом корреспонденту МИА "Россия сегодня" рассказал ректор Сибирского федерального университета (
СФУ) Максим Румянцев.
– Максим Валерьевич, расскажите об изменениях, которые происходят в университете сегодня.
– С 2021 года СФУ участвует в программе "Приоритет-2030", а она предполагает не просто улучшения или модернизацию, а трансформацию университета. Трансформация по своей сути не может быть простым, линейным процессом, поэтому динамика изменений в образовании, науке и других направлений деятельности университета разная. То же самое происходит и на уровне стратегических проектов университета.
Например, мы фактически досрочно завершили проект "Гастрономический R&D-парк", направленный на завоевание лидерских позиций в индустрии гостеприимства, гастрономии, появлении новых технологий здорового питания, продвижении региональной кухни и формировании в университете предпринимательской культуры. Есть работающие стартапы, и наш регион в профессиональной среде называют гастрономической столицей.
Теперь нам предстоит сделать следующий шаг – масштабировать эти подходы на федеральном уровне. Поэтому директор института как идеолог стратегического проекта докладывает президенту о концепции, которая может быть распространена, например, на систему среднего профессионального образования. Мы приступаем к внедрению в других субъектах России отработанных университетских практик. Фактически мы стали держателями экспертной позиции, а наш проект работает как франшиза.
Еще один стратегический проект связан с инженерным образованием. Точки роста мы наблюдаем в разных институтах – такова особенность его реализации. Так, в Инженерно-строительном институте всего за год мы сформировали структуру для цифрового моделирования в строительстве. Уже есть заказчики проектной документации. При этом коллектив наладил взаимодействием с отечественными IT- компаниями, так как основной разработчик софта ушел из России.
Следующий шаг развития будет связан с результатами конкурса федерального проекта "Передовые инженерные школы", на который мы подали заявку.
– У СФУ есть и другие стратегические проекты?
– Третий стратегический проект касается климатической повестки. Здесь мы вышли на формирование ко-бренда "Зеленый кампус" – это особо выделенная, особо маркированная сфера деятельности университета. Она увязывает в себе все экологические инициативы, научные проекты, разработки ученых университета, связанные с устойчивым развитием, климатическим и экологическим подходом, а также все общественные и публичные и образовательные форматы, направленные на изменение осознанного поведения людей.
То есть "Зеленый кампус" – это зонтичный проект, в рамках которого формируется целый университетский микрорайон. Его развитие идет в логике принятой нами политики устойчивого развития. Так, мы обеспечили на кампусе круглосуточный доступ к питьевой воде. Реализуем проекты по утилизации отходов. Работает программа энергоэффективности. Мы благоустраиваем городские леса, которые хоть и расположены на нашей территорией, но являются городскими общественными пространствами.
В начале года заработала "Зеленая станция" – демонстрационный полигон, где мы разрабатываем и тестируем "зеленые технологии", которые могут быть масштабированы на город. Сейчас завершается концептуальное оформление центра низкоуглеродного развития как элемента нашей стратегии.
Четвертый и последний стратегический проект связан с гуманитарным образованием. Здесь мы тоже видим хорошую динамику, идет перестройка внутри содержания деятельности, люди (культурологи, историки, искусствоведы, программисты) начали друг друга видеть на этом пространстве, выходить за рамки сложившихся предметных областей.
Такая коммуникация дает иное качество контента. За два года специалисты разработали междисциплинарные программы дополнительного образования, создали платформу, на которой в общий доступ выложены уникальные объекты историко-культурного наследия Сибири, на регулярной основе работает федеральная дискуссионная площадка, где эксперты обсуждают важные с точки зрения современной гуманитарной науки темы.
Все это формирует среду, способствует профессиональному росту специалистов, появлению уникальных цифровых проектов. В ближайшем будущем, надеюсь, появятся сервисы, например, по распознаванию рукописей. Пока это научная разработка, которая оптимизировала работу коллектива над проектом, но она вполне может стать востребованным программным продуктом.
Резюмируя, скажу, что все форматы стратегических проектов правильные с точки зрения развития университета. То, что они идут разными темпами, нормально. На следующем шаге с учетом интеллектуальной ревизии и рекомендаций, данных Социоцентром, они будут скорректированы.
– Почему вы выбрали трек "Отраслевое или территориальное лидерство"? Как университету удалось включиться в региональную повестку?
– Наш выбор, можно сказать, был предопределен, связан с предназначением федерального университета. Университет формировался как интегратор и драйвер развития территории, поэтому все эти годы мы "забирали" на себя проекты, связанные с развитием. Они трудоемкие, требуют подкрепления ресурсами, а у нас всегда есть ограничения. Но только мы можем вести такую работу. Например, мы подготовили научно-технологическую стратегию для края. Почему НОЦ мирового уровня создан на базе СФУ? Мы инициаторы этого проекта.
Мы, не обсуждая, беремся выполнять все федеральные инициативы, способствующие развитию региона, если у нас есть необходимые компетенции. Так появились Центр искусственного интеллекта, Центр трансфера технологий, молодежные лаборатории, ИНТЦ, НОЦ мирового уровня, координационный региональный центр по математике, центры компетенций, стартап-студии и т.д. В этом и проявляется позиция ведущего университета.
Поэтому территориальный трек мы выбрали осознанно, понимая, что это и есть наша ответственность за развитие региона. Мы были и раньше включены в региональную повестку, а сейчас еще более включены в нее в части научно-технологического развития.
– Как вы работаете над вовлеченностью людей в свои проекты?
– Если мы хотим изменений, нам нужно привлечь к ним как можно больше людей. Для этого мы проводим и опросы, и конкурс непроектных инициатив, и постоянное информирование о том, как идет реализация проектов и политик. Хочется, чтобы единомышленников было больше. Мы понимаем, что эта работа небыстрая, но ее все равно надо делать, надо последовательно наращивать критическую массу людей, готовых к трансформации.
– Не так давно в СФУ прошла стратегическая сессия с экспертами Социоцентра. Чем она оказалась вам полезна?
– Стратсессия состоялась, я бы сказал, вовремя. Приехали люди, которые хорошо разбираются в своем деле, одновременно обладающие федеральным видением задачи. В результате держатели политик и руководители стратегических проектов посмотрели на свои задачи в логике будущей модели университета. Сессия помогла нам сконцентрироваться на разрывах, которые до этого мы не так явно видели.
Каким университет должен быть к 2030 году? Он должен отвечать за науку и образование в Енисейском макрорегионе, в том числе ориентируясь на глобальные вызовы. Поэтому в сфере наших интересов – климат, инженерное образование, арктическая зона, поиск новых эффективных решений, обеспечение инструментов присутствия, подготовки и привлечения специалистов на производства. В перспективе мы должны обеспечивать духовное и социальное благосостояние человека.