Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На чемоданах в ожидании офлайна.

Дневник преподавателя: неделя десятая

Как изменились мир и университетская среда после месяцев на дистанционной работе? Какие методы обучения онлайн стоит взять на вооружение после окончания эпидемии? Специально для "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" подводит итоги наблюдений Федор Сенатов, к.ф-м.н., руководитель образовательной программы iPhD "Биоматериаловедение" НИТУ "МИСиС".

17 мая

Провели день открытых дверей НИТУ "МИСиС" – общеуниверситетский и отдельно по каждому институту с трансляцией онлайн в VK. Вместе с коллегами и студентами участвовал в презентации Института новых материалов и нанотехнологий, рассказывали про направления подготовки и научные исследования: квантовые технологии, энергоэффективность, биоматериаловедение и многое другое. Думаю, что такой онлайн-формат дня открытых дверей университета – очень правильное мероприятие, получившее много положительных отзывов, которое в полном масштабе может проводиться и в постпандемийное время. За неделю проведения мы получили около 50000 просмотров и более 350 вопросов.

19 мая

Продолжил марафон "Сириус. Дома" с лекцией "Полиэтилен – материал будущего?".

Провел совещание по выполнению научного проекта с коллегами из Австрии. Важной темой для дискуссии была не только наука, но и то, что роднит многих исследователей на самоизоляции по всему миру: обсуждение того, как же хочется в лабораторию.

Научный сотрудник НИТУ МИСиС к.х.н. Светлана Сенатова в лаборатории

Писал рецензии на различные научные статьи. А тут и приятное известие: наша статья Design and mechanical properties of 3D-printed auxetic honeycomb structure, написанная аспирантом нашей научной группы, принята в Materials Today Communications. В статье описывали создание трехмерного ауксетика – структуры с отрицательным коэффициентом Пуассона.

20 мая

Приглашенный профессор Мария Князева, ведущий сотрудник департамента Materials test engineering Технического университета Дортмунда TUD (Германия), провела лекцию для магистрантов iPhD по теме Microscopic characterization and failure analysis of biomaterials and implants. В рамках занятия обсуждали кейсы разрушения металлических частей эндопротеза тазобедренного сустава и пластин для остеосинтеза. Важно и интересно слушать о работах коллег. Хорошим показателем является то, что после лекции у некоторых магистрантов сразу появились идеи по сотрудничеству между университетами по тематикам их собственных работ.

21 мая

Выступил с устным докладом по теме "Биомиметическая клеточно-инженерная конструкция для возмещения расширенных костных дефектов" на II Всероссийской научно-технической конференции "Состояние и перспективы развития современной науки по направлению "Биотехнические системы и технологии", организованной Военным инновационным технополисом "ЭРА". На конференции делали доклады и вели обсуждение около 50 человек в течение дня с 9 до 18 с перерывом на обед.

22 мая

Для магистрантов программы iPhD "Биоматериаловедение" НИТУ "МИСиС" был важный день: онлайн-защита индивидуальных проектов по учебному модулю "Компьютерное моделирование материалов медицинского назначения". Темы проектов были очень разные: модель нагрева наночастицы феррита кобальта в высокочастотном переменном магнитном поле, биорезорбируемые и биоинертные материалы для замещения костных дефектов и "самоустанавливающиеся" имплантаты, кейджи для замены межпозвоночных дисков, воссоздание верхней части конечности животного для использования в остеоинтегрируемом протезировании, хирургическая скобка для экстренной хирургии рваных или резанных ран века, моделирование конструкции вкладыша эндопротеза тазобедренного сустава и другие.

Такие междисциплинарные проекты оценивала комиссия, в которую входили как эксперты НИТУ "МИСиС", так и приглашенные из РНИМУ им. Н.И. Пирогова и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина. Собрать в офлайне такую комиссию на защиту курсовых было бы крайне непросто. Для таких мероприятий онлайн, оказывается, весьма хорош. Была мощная живая дискуссия. Думаю, что для самих студентов было очень полезно услышать мнение ведущих специалистов из биомедицинской области с совершенно разных сторон.

 

Уверен, что такие расширенные защиты проектов с критической оценкой даже могут быть полезнее преддипломных, так как позволяют существенно скорректировать путь еще до точки дипломного невозврата.

Спустя десять недель самоизоляции, онлайн-обучения и вереницы видеоконференций можно уже подводить промежуточные итоги. Хотя впереди еще много новых проверок на прочность: приемная онлайн-кампания, вероятно, начало нового семестра в онлайне и т.д.

Изменился ли мир да и мы сами? Думаю, что только на эти несколько месяцев. Адаптация потребовала от нас много энергии. Но все стремится к состоянию с минимальными затратами энергией, и мы вернемся в наше стабильное состояние. За время самоизоляции мы смогли обогатиться новыми привычками, необычным опытом и знаниями.

Что возьмем с собой из нашего путешествия по онлайну при возврате в офлайн? Думаю, что наш багаж должен содержать то, чему научило нас дистанционное образование:

1. Увеличение доступности преподавателя. Это крайне важно для студентов, чтобы преподаватель был к ним ближе. Истории про то, что весь день искали преподавателя на кафедре для сдачи домашнего задания и не нашли, должны уйти в прошлое. Дистанцирование от студентов – это дистанцирование от образования, что для преподавателя недопустимо. Увеличение доступности конечно увеличивает нагрузку на преподавателя, но при этом всевозможные онлайн-платформы позволяют эту нагрузку структурировать.

2. Электронная сдача работ и отчетов. Если ранее многие преподаватели практиковали проведение контрольных мероприятий и сдачу домашних работ в онлайне, то сейчас все вынуждены были это освоить. Уверен, что кому-то даже понравилось.

3. Экспресс-встречи. Собрания в офлайне часто бывают затяжными из-за обсуждения нерабочих вопросов. Разумеется, что многие важнейшие идеи рождаются именно в ходе такого живого общения. Без этого нельзя. Но некоторые официальные собрания и заседания вполне теперь можно заменять экспресс-обсуждениями в Zoom/Skype/Teams, что делает нас мобильнее.

4. Доступность внешних преподавателей  и экспертов. Особенно иностранных. Пригласить зарубежных коллег провести занятие со студентами стало неописуемо проще. Единичные  лекции вполне можно заменять онлайном. Потеряем ли в качестве таких лекций? Нет. Но, разумеется, потеряем неофициальное внелекционное общение, которое может значить для развития науки и образования куда больше.

5. Отработанная преподавателями подача материала в ходе онлайн-лекций. В условиях, когда коммуникации крайне ограничены, важно искать четкие и емкие формулировки, делить лекцию на смысловые микросоставляющие, использовать больше видео демонстраций, да и вообще менять манеру проведения занятия.

В общем, багаж уже собран. И мы сидим на чемоданах в ожидании возврата в офлайн.

Рекомендуем
Летописи и летописные сборники. Архивное фото
"Мор", "язва", "прыщ": как на Руси боролись с эпидемиями
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала