Рейтинг@Mail.ru
"Ну как там ваша самоизоляция?" Дневник преподавателя: неделя третья - РИА Новости, 07.04.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Ну как там ваша самоизоляция?" Дневник преподавателя: неделя третья

Коронавирус не сдает своих позиций, и преподаватели вузов продолжают вести занятия в режиме онлайн. Специально для "Социального навигатора" МИА "Россия сегодня" будни на "удаленке" описывает Федор Сенатов, к.ф-м.н., руководитель образовательной программы iPhD "Биоматериаловедение" НИТУ "МИСиС".

30 марта

Проверял творческие работы студентов про нахождение диссипативных структур в биологических системах в рамках курса "Физическая химия". Многие подошли к заданию действительно творчески – прямо интересно читать. Считаю, что эксперимент по смещению онлайн-заданий в креативную область можно считать успешным. Надо распространить этот формат на большее число курсов. Теперь придумываю творческое задание на диффузию в металлах. Стараюсь формулировать так, чтобы как можно больше было самостоятельной работы: найти в интернете, прочитать научные статьи и посмотреть видео, чтобы были задействованы разные ресурсы помимо головы и учебника.

 

Девушка с ноутбуком
Девушка с ноутбуком

Обсуждали с коллегами научный проект по WhatsApp. Такие "встречи" нужны больше для поддержки коммуникаций и чтобы держать всех в тонусе, так как позволяют двигаться лишь шажками. Не хватает емких живых обсуждений.

Работал над аннотацией кейса про 3D-печать биоимплантатов для "Сириуса" в рамках июльских "Больших вызовов". Летняя сочинская смена – одно из лучших мероприятий для школьников. Надеемся, что все состоится.

31 марта

 

Провел онлайн-встречу с немецкими коллегами. Раньше все разговоры начинались с фразы "Ну как там у вас погода?", а теперь – "Ну как там у вас самоизоляция?".

 

В Германии те же самые проблемы с ограничениями в работе. Поэтому такие обсуждения важны с точки зрения определения стратегии, потенциальных научно-исследовательских подходов. Но спустя две недели теоретических обсуждений и в отсутствие реальных экспериментов движение вперед сильно замедляется.

Со студентами нашей научной группы обсуждали корректировку проекта с НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи с учетом потенциального длительного карантина: эксперименты на лабораторных мышах сейчас лучше не ставить – вдруг из-за ограничений некому будет кормить животных и вести наблюдения.

Подопытный грызун в лаборатории
Подопытный грызун в лаборатории

Студенты продолжают слать выполненные задания уже вне дедлайна – все же дистанционная работа расслабляет, а многим студентам сбивает темп.

Для приема письменных работ удалось консолидировать все в одном приложении MS Teams. Поначалу все слали то на почту, то в социальные сети. 

Когда учеба уходит в онлайн, нужна максимальная четкая схема общения с преподавателем. Спустя две недели механизм отработан.

1 апреля

Общался с коллегами из Технического университета Дортмунда: у них тоже онлайн до конца семестра. Обсуждаем проведение нескольких лекций онлайн для магистрантов iPhD "Биоматериаловедение". Теперь уже очевидно, что простым сдвигом учебного модуля не отделаться. Пару недель назад мы были оптимистичнее. Надо еще быстрее перестраиваться, понимая, что практические занятия будут доступны нескоро. Решили давать интенсивный теоретический блок с обсуждениями кейсов и научных работ в режиме видеоконференций в течение месяца. На вторую половину мая планируем возврат в лабораторную практику.

 

Студент из университета Мюнстера, работающий по проекту с немецкой стороны, сообщает про текущую ситуацию в университетах Германии: кампус закрыт, все онлайн, пишет магистерский диплом. Защищать будет тоже онлайн. Говорит, что забрал образцы на дом для проведения простых исследований. Наши студенты iPhD поступили так же. Не хотят расставаться с наукой. Страны разные – тяга к науке одна.

Учил через WhatsApp иностранных постдоков НИТУ "МИСиС", оставшихся в Москве, пользоваться ресурсами университета онлайн через OpenVPN. Относятся к ситуации философски: есть время писать статьи.

У коллег из разных европейских университетов онлайн затягивается. Есть ощущение, что и у нас тоже.

2 апреля

Ощущение правильное. Еще месяц самоизоляции.

Перенимаем опыт коллег из Дортмунда. У них онлайн с середины марта. Начинаем договариваться с зарубежными профессорами, чтобы начать читать лекции онлайн.

Магистранты iPhD "Биоматериаловедение" пишут творческое эссе. Мы прямо сейчас являемся очевидцами эпидемии с глобальным влиянием на мир. Это влечет за собой не только повышенное внимание к проблеме распространения вируса, но и подталкивает к поиску превентивных мер и способов защиты от новых заболеваний. Поток информации по теме вирусов вырос многократно. Это касается и научных статей. Часть информации является противоречивой, а часть и фейковой. Студенты, используя умение работать с научной литературой, пишут критический анализ различных подходов и математических моделей снижения количества инфекций на примере COVID-19.

Коронавирус SARS-CoV-2 под электронным микроскопом
Коронавирус SARS-CoV-2 под электронным микроскопом

3 апреля

Договорились с профессорами Технического университета Дортмунда о проведении онлайн-лекций по Skype для магистрантов iPhD "Биоматериаловедение" по усталостным механическим испытаниям и методам анализа структуры в рамках модуля "Методы исследования физико-механических свойств материалов".

Координируем начало онлайн-занятий по новым модулям "Металлические биоматериалы" и "Полимерные материалы медицинского назначения". Специально адаптировали курсовой проект под выполнение его онлайн малыми группами по 2-3 человека. Очень важно выдерживать расписание, чтобы не терять темп и не расхолаживать ни преподавателей, ни студентов. Отставание по учебным модулям сейчас составляет неделю, по научным проектам – две.

Переговорил с бизнес-партнерами: многие НИОКРы "заморожены" до лучших безвирусных времен. В условиях эпидемии корректируются приоритеты, а для малых инновационных предприятий это время тревожных ожиданий.

4 апреля

В течение почти трех недель наблюдал, как волнами менялась реакция студентов: от позитивно-ироничной до устало-индифферентной. Хорошо, что нашим студентам всегда есть чем заняться во время и вне учебы: кто-то пишет картины, кто-то занимается 3D-моделированием, кто-то изучает научную литературу – все это помогает адаптироваться к изменению ритма жизни.

 

Если будем оставаться в режиме полного дистанционного обучения достаточно долго, то, думаю, сможем пройти все стадии "отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие".

Важно вынести из случившегося онлайн-опыта максимум положительных моментов – от дополнительных коммуникаций до осознания возможности жить без бумажных документов. Теперь уж онлайн-обучение повсеместно станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Но все же – для сохранения качества и скорости усвоения – лишь интегрируется в процесс живого общения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала