Рейтинг@Mail.ru
От ракетостроения до опреснения: инженеры должны учиться на проектах - РИА Новости, 15.09.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Навигатор абитуриента
Навигатор абитуриента

От ракетостроения до опреснения: инженеры должны учиться на проектах

© Фото : Пресс-центр Самарского университетаПервый проректор – проректор по научно-исследовательской работе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Андрей Прокофьев
Первый проректор – проректор по научно-исследовательской работе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Андрей Прокофьев
Сегодня развитие университетов неразрывно связано с их способностью оперативно откликаться на изменения рынка труда и развивать партнерства с промышленностью. Как эти задачи решаются на практике? Какие проекты реализуются в сотрудничестве с индустриальными партнерами? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал первый проректор проректор по научно-исследовательской работе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Андрей Прокофьев.
— Андрей Брониславович, специалистов для каких отраслей готовит университет?
— Для Самарского университета системообразующим направлением и научных исследований, и подготовки кадров является проектирование, конструирование и производство ракетно-космической и авиационной техники. Это направление определяет наших главных, традиционных партнеров – это практически все ведущие российские производственные и исследовательские центры в ракетно-космической, авиационной и двигателестроительной сферах. Особым спросом пользуются наши выпускники инженерных и естественно-научных специальностей.
Кроме того, с 80-х годов одними из первых мы начали активно развивать подготовку специалистов и научные исследования по направлению "информационные технологии". Сейчас наши выпускники высоко ценятся на рынке труда, вокруг них сформировался целый ряд IT-компаний, ориентированных на российских и зарубежных заказчиков. Многие специалисты работают из Самары дистанционно в международных компаниях.
Корабль Союз пристыкованный к МКС
60 лет - полет нормальный: что делают российские вузы в космосе
Сегодня мы стремимся развивать мультидисциплинарные исследования, поэтому у нас представлены практически все направления подготовки, востребованные различным отраслями промышленности и рынка услуг.
— С какими предприятиями у национального исследовательского университета налажены партнерские отношения?
— Прежде всего, это компании в сфере Роскосмоса и предприятия Ростеха, в первую очередь, Объединенная двигателестроительная корпорация и Объединенная авиастроительная корпорация.
Мы активно взаимодействуем с Газпромом, наш вуз первым в стране начал подготовку специалистов для обслуживания газоперекачивающих установок магистральных газопроводов. Мы гордимся тем, что среди выпускников этого направления два заместителя председателя правления ПАО "Газпром" – Олег Евгеньевич Аксютин и Виталий Анатольевич Маркелов.
Взаимодействие с Газпромом не ограничивается подготовкой кадров, мы также занимаемся научными исследованиями. Одно из наших достижений – разработка гасителей шума для газораспределительных станций, более эффективных, чем зарубежные аналоги.
Лаборатория Самарского университета
Российскую сверхлегкую "умную оптику" готовят к испытаниям на орбите
Если говорить об иностранных партнерах, это компании, входящие в корпорации Bosсh, Schneider Electric, Арконик, альянс Renault-Nissan-Mitsubishi.
— Как партнерство осуществляется на практике?
— Наша главная цель – объединение трех ключевых направлений: научно-исследовательских работ, совместных образовательных программ, в том числе, целевой подготовки кадров, и стажировок.
Как о ярком примере нашего взаимодействия с индустриальными партнерами можно рассказать о создании космических аппаратов "АИСТ".
Расположенный в Самаре ракетно-космический центр "Прогресс" всегда занимался космическими аппаратами дистанционного зондирования Земли. Это большие аппараты массой по 4-5 тонн, осуществляющие высокодетальную съемку Земной поверхности.
Спутник. Архивное фото
Самарские ученые представили проект спутника "АИСТ" нового поколения
Однажды мы высказали нашим коллегам из "Прогресса" идею, что высокодетальная съемка не всегда нужна, иногда бывает достаточно съемки среднего разрешения, а для этого не обязательны такие дорогостоящие большие аппараты. Так родилась идея малого космического аппарата дистанционного зондирования Земли, который мы назвали "АИСТ".
Сейчас на орбите находится группировка из трех "АИСТов", которую мы сделали в партнерстве с "Прогрессом". По сути, эта наша идея позволила ракетно-космическому центру занять новую нишу в сфере дистанционного зондирования Земли – нишу малых космических аппаратов. Эта очень перспективное направление, в том числе, с рыночной точки зрения. Сейчас материалы "АИСТов" активно используются Росреестром для обновления топографических карт России. При этом цена космических снимков с наших аппаратов существенно ниже, чем у иностранных аналогов.
Интерес к этому направлению проявил Роскосмос. В ноябре "Прогресс" выиграл конкурс на создание двух новых малых космических аппаратов, которые будут вести стереоскопическую съемку поверхности Земли. Университет участвует в выполнении этого важного заказа: аппарат будет создаваться на уже проверенной космосом платформе "АИСТ-2Д", кроме того, наши ученые в кооперации будут создавать научную аппаратуру для этого КА.
— Есть и другие интересные примеры сотрудничества вуза с промышленными партнерами?
— Да, например, у нас в университете создан уникальный вибродемпфирующий материал – металлорезина, который, в первую очередь, был предназначен для эксплуатации в условиях низких температур, высокоагрессивной среды. Для наших традиционных партнеров мы делаем из этого материала виброопоры для трубопроводов газотурбинных двигателей, для аппаратуры ракетно-космических комплексов.
Исследования в физической лаборатории. Архивное фото
Самарские ученые получили патент США на виброизоляторы из металлорезины
Недавно мы обнаружили, что виброизоляторы из этого материала представляют большой интерес и для других отраслей, например, железнодорожного транспорта. Сейчас у нас есть очень большой договор по изготовлению системы виброизоляции для перспективных моделей тепловозов. Это, на мой взгляд, очень интересный пример диверсификации разработок из ракетно-космической промышленности в железнодорожный транспорт и другие сферы применения.
Еще один пример: совместно с предприятием "Металлист – Самара" в рамках конкурса Минобрнауки по постановлению правительства РФ "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" мы создали установку для опреснения морской воды. Все наши проекты по взаимодействию с индустриальными партнерами заканчиваются разработкой продукции, которую можно использовать в различных отраслях хозяйства.
— Как университет реагирует на изменение потребностей рынка труда?
— Попробую привести пример. "АвтоВАЗ" обратился к нам с предложением подготовить по индивидуальным траекториям инженеров и затем принять их на работу. Часть студентов инженерных специальностей нашего университета, которые готовились по направлениям в сфере проектирования ракет, самолетов, робототехники и обладали большим специальным багажом знаний, получили дополнительную индивидуальную траекторию с учетом интересов "АвтоВАЗа", получили специальную квалификацию и пошли работать в автомобильную сферу.
ВРИО ректора Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Владимир Богатырев
Богатырев: мультидисциплинарность расширяет возможности университета
— Реализует ли Самарский университет программы дуального обучения?
— Да, и наиболее ярким примером является наш традиционный партнер ПАО "Кузнецов", входящий в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации.
У нас существует такая система подготовки кадров, когда в первой половине дня наши преподаватели проводят занятия для студентов на территории предприятия, а во второй половине дня студенты, по сути, работают на этом предприятии. При этом они не тратят время на перемещения и на практике применяют то, что буквально несколько часов назад им говорили в теоретическом курсе.
На мой взгляд, это очень интересная и правильная схема организации учебного процесса.
— На какие специальности и профессии будущего вы бы порекомендовали обратить внимание будущим абитуриентам?
— В последнее время я наблюдаю повышение роли междисциплинарных исследований и междисциплинарных проектов. Наглядный пример: психологи и IT-специалисты университета представили совместный проект – программный комплекс для зондирования общественного мнения в Интернете – "Социальный эхолот". Эта система в онлайн-режиме определяет отношение сообществ к какому-либо событию и может использоваться перед принятием потенциально резонансных решений.
Управление данными
Комплекс для зондирования мнения в интернете разработали в Самаре
А результатом сотрудничества наших археологов, ИТ-специалистов стало появление виртуальных 3D-моделей археологических артефактов, например, древнего мадьярского перстня IX века. Оригинал кольца был найден учеными в Самарской области. Сотрудники кафедры суперкомпьютеров и общей информатики провели оцифровку перстня и поместили его виртуальную модель в мадьярский зал музея, посвященный вопросам местонахождения прародины венгров и истории древних мадьяров на территории Самарского Поволжья.
Поэтому можно с уверенностью сказать: все выпускники имеют шанс найти свое место в жизни, и поступать можно на любые специальности. Но не стоит замыкаться в узких рамках отдельной специальности или направления подготовки. Нужно смотреть, как выбранная специальность стыкуется с другими, видеть междисциплинарные связи. Тогда любой выпускник найдет себе хорошую, достойную работу.
Древний мадьярский перстень
Российские ученые выдвинули теорию о самарском происхождении венгров
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала