https://na.ria.ru/20190228/1551420910.html
Зачем сантехнику компьютер: среднее профобразование нуждается в переменах
Зачем сантехнику компьютер: среднее профобразование нуждается в переменах - Навигатор абитуриента РИА Новости, 28.02.2019
Зачем сантехнику компьютер: среднее профобразование нуждается в переменах
Профессии и специальности среднего профессионального образования в России сегодня заметно меняются, и родителям старшеклассников не всегда понятно, на что... Навигатор абитуриента РИА Новости, 28.02.2019
2019-02-28T09:06
2019-02-28T09:06
2019-02-28T09:06
российская академия народного хозяйства
навигатор абитуриента
кем стать
сн_образование
рособрсоюз
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147349/71/1473497170_0:0:3077:1731_1920x0_80_0_0_9507c307806a01b15a02486aa43a57ee.jpg
Профессии и специальности среднего профессионального образования в России сегодня заметно меняются, и родителям старшеклассников не всегда понятно, на что ориентировать своих детей. Как выбирать направление подготовки с точки зрения заработка и развития? На что следует обратить внимание? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия Сегодня" рассказал руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС), эксперт Союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" (Рособрсоюз) Владимир Блинов.- Владимир Игоревич, на какие направления подготовки посоветуете обратить внимание родителям абитуриентов СПО?- В 1990-е годы, когда я работал в ПТУ, мы всегда говорили родителям, что для их детей у нас есть два основных варианта. Способному ребенку, который хотел бы после училища поступать в вуз, но пока не определился с будущей профессией, нужна широкая программа подготовки. Ученику надо дать время созреть, сформировать свои намерения, разобраться в рынке труда.Если же семья спешит с помощью ребенка поправить материальное положение, тот должен как можно быстрее обучиться и выйти на рынок труда. К примеру, в нашем ПТУ мы готовили автомехаников. Через полгода ученик мог с завязанными глазами отремонтировать сцепление на жигулях, мы помогали ему трудоустроиться и переводили в режим вечернего обучения. Молодой человек учился и работал, приносил доход семье, теперь это называется "дуальное обучение".Это совершенно разные запросы и разные образовательные траектории. Хотя, с другой стороны, даже не так важно, чему ребенок учится.- Почему не важно?- В современном мире нам приходится учиться всю жизнь, постоянно осваивать что-то новое. Конечно, для этого мы должны получить прочную общеобразовательную и общепрофессиональную базу. Если речь идет о технике, нужны серьезные основы знаний, прежде чем мы будем прорабатывать определенную траекторию.Родители бывают часто очень благодарны, когда мы им разъясняем эти подходы, поскольку их первичные намерения часто им самим не очень понятны. Поэтому, во-первых, надо выстраивать этот диалог, чтобы каждая образовательная организация не брала учеников вслепую, а понимала, что нужно семье. Во-вторых, надо формировать разные траектории для разных запросов детей.- Как сегодня меняется среднее профессиональное образование?- Главная тенденция состоит в объединении профессий, специальностей и компетенций. Одни профессии включают в себя другие, в результате получаются третьи. Приведу простой пример. Современный сантехник без компьютера как без рук. Нередко в индивидуальной жилой застройке он вынужден заниматься не только проведением водопровода, но и установкой насосов и отоплением. Ему нужны навыки электрика, знание элементов проектирования. Получается, что работник осваивает не только другие рабочие профессии, но и функции специалиста более высокого уровня. Мастера широкого профиля, которые знают и про вентиляцию, и про отопление, и про другие системы внутри жилого дома, востребованы рынком труда и хорошо зарабатывают, в отличие от многих коллег с узкими навыками. Правда, раньше мы так никого не учили.- Как же готовить таких универсальных специалистов?- Рецепт простой. Во-первых, нужна возможность формировать такого рода учебные программы, которые включают в себя разные профессии и разные направления. Во-вторых, в нашем деле все основывается на практике, и учащимся нужна практика выполнения работ с применением компетенций из разных областей. Здесь самое сложное - найти хорошего наставника. Как правило, ими могут стать самозанятые работники, а не сотрудники крупных предприятий, где остается традиционное, узкопрофессиональное разделение труда. Неслучайно мы пытаемся учить наших ребят предпринимательству, чтобы они сами впоследствии могли работать в секторе самозанятости или в малом и среднем бизнесе. Это основные изменения, если мы говорим о подготовке рабочих и специалистов среднего звена.- Что нужно сделать, чтобы эти изменения осуществились на практике?- На мой взгляд, необходимо менять формат образовательных стандартов. Нынешний формат предписывает создание узконаправленных программ, но они подходили для индустриального общества, когда было абсолютно понятно, что будет делать каждый работник.Сегодня мы не можем ответить на этот вопрос. Все прогнозы по кадровому планированию неточные. Волатильность на рынке труда очень высока, поэтому остается только одно – делать программы более гибкими и адаптивными. Необходимо менять формат стандартов, например, стандартизировать общепрофессиональную часть и полностью вынести в вариативную часть все профессиональные компетенции, чтобы решения по этой части принимала сама образовательная организация. Тогда, может быть, получится ответить на вызовы времени.- Сегодня трудно точно назвать профессии, востребованные в будущем. Есть ли прогноз по отдельным навыкам?- Да. Например, цифровые технологии неизбежно войдут в жизнь каждого рабочего. Очень важно понимать, что и плотник, и токарь – все будут подвержены этим изменениям. Поэтому всех надо учить элементам программирования, работе с определенными компьютерными программами и в соцсетях. Кроме того, у наших сегодняшних выпускников есть недоработки по функциональной, математической и языковой грамотности. Нужно поднимать общий уровень образованности.Почему нас это беспокоит? Даже не потому, что специалисты выходят из стен учебных заведений не особенно грамотные, а потому, что они не получают основу для самообучения.Я уже упомянул о том, что в будущем каждому работнику придется много раз переучиваться и мы должны его этому научить. Молодой человек должен уметь находить информацию и работать с ней. Часто бывает так, что мы учим человека, мотивируем его оценками, но потом в незнакомой ситуации он будет сидеть и ждать, когда кто-то придет и его научит. Сегодня, например, дико звучит оправдание: "Я не знаю иностранного языка". Но сегодня выучить язык доступно каждому. Пойди, выучи.- Разве это так просто? - Моему знакомому программисту в международной компании, куда он хотел устроиться на работу, сказали: "Мы вас не возьмем, вы не знаете французского языка". Он ответил: "Хорошо, я приду через два месяца и мы поговорим по-французски". У него не было высшего образования, но он уникально умеет учиться. Через два месяца он снова пришел на собеседование и с французами уже говорил по-французски. Мы видим будущее наших программ в том, что в них будет встроена методика самообучения. Мы должны таким образом организовать учебный процесс, чтобы человек научился не только конкретным навыкам, но и приемам решения задач самосовершенствования. Это нормальная вещь, все подходы и решения известны, их надо внедрять. Современный человек должен спокойно относиться к тому, что он пока чего-то не знает. Он должен говорить: "Хорошо, я научусь", – и делать это.
https://na.ria.ru/20181211/1547622608.html
https://na.ria.ru/20190130/1550092622.html
/20181129/1533711275.html
/20181010/1530292114.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://na.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/147349/71/1473497170_195:0:2926:2048_1920x0_80_0_0_a17d9f03114d8ed247614c0e73b5a514.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
российская академия народного хозяйства, навигатор абитуриента, кем стать, сн_образование, рособрсоюз
Российская академия народного хозяйства, Навигатор абитуриента, Кем стать, СН_Образование, Рособрсоюз
Профессии и специальности среднего профессионального образования в России сегодня заметно меняются, и родителям старшеклассников не всегда понятно, на что ориентировать своих детей. Как выбирать направление подготовки с точки зрения заработка и развития? На что следует обратить внимание? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия Сегодня" рассказал руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ФИРО РАНХиГС), эксперт Союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" (Рособрсоюз)
Владимир Блинов. - Владимир Игоревич, на какие направления подготовки посоветуете обратить внимание родителям абитуриентов СПО?
- В 1990-е годы, когда я работал в ПТУ, мы всегда говорили родителям, что для их детей у нас есть два основных варианта.
Способному ребенку, который хотел бы после училища поступать в вуз, но пока не определился с будущей профессией, нужна широкая программа подготовки. Ученику надо дать время созреть, сформировать свои намерения, разобраться в рынке труда.
Если же семья спешит с помощью ребенка поправить материальное положение, тот должен как можно быстрее обучиться и выйти на рынок труда. К примеру, в нашем ПТУ мы готовили автомехаников. Через полгода ученик мог с завязанными глазами отремонтировать сцепление на жигулях, мы помогали ему трудоустроиться и переводили в режим вечернего обучения. Молодой человек учился и работал, приносил доход семье, теперь это называется "дуальное обучение".
Это совершенно разные запросы и разные образовательные траектории. Хотя, с другой стороны, даже не так важно, чему ребенок учится.
- В современном мире нам приходится учиться всю жизнь, постоянно осваивать что-то новое. Конечно, для этого мы должны получить прочную общеобразовательную и общепрофессиональную базу. Если речь идет о технике, нужны серьезные основы знаний, прежде чем мы будем прорабатывать определенную траекторию.
Родители бывают часто очень благодарны, когда мы им разъясняем эти подходы, поскольку их первичные намерения часто им самим не очень понятны. Поэтому, во-первых, надо выстраивать этот диалог, чтобы каждая образовательная организация не брала учеников вслепую, а понимала, что нужно семье. Во-вторых, надо формировать разные траектории для разных запросов детей.
- Как сегодня меняется среднее профессиональное образование?
- Главная тенденция состоит в объединении профессий, специальностей и компетенций. Одни профессии включают в себя другие, в результате получаются третьи.
Приведу простой пример. Современный сантехник без компьютера как без рук. Нередко в индивидуальной жилой застройке он вынужден заниматься не только проведением водопровода, но и установкой насосов и отоплением. Ему нужны навыки электрика, знание элементов проектирования.
Получается, что работник осваивает не только другие рабочие профессии, но и функции специалиста более высокого уровня. Мастера широкого профиля, которые знают и про вентиляцию, и про отопление, и про другие системы внутри жилого дома, востребованы рынком труда и хорошо зарабатывают, в отличие от многих коллег с узкими навыками. Правда, раньше мы так никого не учили.
- Как же готовить таких универсальных специалистов?
- Рецепт простой. Во-первых, нужна возможность формировать такого рода учебные программы, которые включают в себя разные профессии и разные направления.
Во-вторых, в нашем деле все основывается на практике, и учащимся нужна практика выполнения работ с применением компетенций из разных областей.
Здесь самое сложное - найти хорошего наставника. Как правило, ими могут стать самозанятые работники, а не сотрудники крупных предприятий, где остается традиционное, узкопрофессиональное разделение труда. Неслучайно мы пытаемся учить наших ребят предпринимательству, чтобы они сами впоследствии могли работать в секторе самозанятости или в малом и среднем бизнесе.
Это основные изменения, если мы говорим о подготовке рабочих и специалистов среднего звена.
- Что нужно сделать, чтобы эти изменения осуществились на практике?
- На мой взгляд, необходимо менять формат образовательных стандартов. Нынешний формат предписывает создание узконаправленных программ, но они подходили для индустриального общества, когда было абсолютно понятно, что будет делать каждый работник.
Сегодня мы не можем ответить на этот вопрос. Все прогнозы по кадровому планированию неточные. Волатильность на рынке труда очень высока, поэтому остается только одно – делать программы более гибкими и адаптивными. Необходимо менять формат стандартов, например, стандартизировать общепрофессиональную часть и полностью вынести в вариативную часть все профессиональные компетенции, чтобы решения по этой части принимала сама образовательная организация. Тогда, может быть, получится ответить на вызовы времени.
- Сегодня трудно точно назвать профессии, востребованные в будущем. Есть ли прогноз по отдельным навыкам?
- Да. Например, цифровые технологии неизбежно войдут в жизнь каждого рабочего. Очень важно понимать, что и плотник, и токарь – все будут подвержены этим изменениям. Поэтому всех надо учить элементам программирования, работе с определенными компьютерными программами и в соцсетях.
Кроме того, у наших сегодняшних выпускников есть недоработки по функциональной, математической и языковой грамотности. Нужно поднимать общий уровень образованности.
Почему нас это беспокоит? Даже не потому, что специалисты выходят из стен учебных заведений не особенно грамотные, а потому, что они не получают основу для самообучения.
Я уже упомянул о том, что в будущем каждому работнику придется много раз переучиваться и мы должны его этому научить. Молодой человек должен уметь находить информацию и работать с ней.
Часто бывает так, что мы учим человека, мотивируем его оценками, но потом в незнакомой ситуации он будет сидеть и ждать, когда кто-то придет и его научит. Сегодня, например, дико звучит оправдание: "Я не знаю иностранного языка". Но сегодня выучить язык доступно каждому. Пойди, выучи.
- Моему знакомому программисту в международной компании, куда он хотел устроиться на работу, сказали: "Мы вас не возьмем, вы не знаете французского языка". Он ответил: "Хорошо, я приду через два месяца и мы поговорим по-французски". У него не было высшего образования, но он уникально умеет учиться. Через два месяца он снова пришел на собеседование и с французами уже говорил по-французски.
Мы видим будущее наших программ в том, что в них будет встроена методика самообучения. Мы должны таким образом организовать учебный процесс, чтобы человек научился не только конкретным навыкам, но и приемам решения задач самосовершенствования. Это нормальная вещь, все подходы и решения известны, их надо внедрять.
Современный человек должен спокойно относиться к тому, что он пока чего-то не знает. Он должен говорить: "Хорошо, я научусь", – и делать это.