Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Навигатор абитуриента

Наука важнее дизайна стен: ректор МГПУ рассказал, как строить бренд вуза

© Пресс-служба МГПУИгорь Реморенко
Игорь Реморенко
Каким должен быть современный университет, и как показать его преимущества обществу? Что важнее для бренда вуза – научные исследования, дизайн помещений или коммуникации с внешней аудиторией? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко.
— Игорь Михайлович, в последнее время российские вузы стали уделять большое внимание развитию своего бренда. Зачем это нужно, на ваш взгляд?
— Бренд – это комплексное понятие. Оно включает в себя знаковую фиксацию смыслов, которые исповедует организация. Важно, чтобы эти смыслы видели те люди, с которыми эта организация взаимодействует.
Чем компактнее и яснее организация предъявляет свои смыслы, тем успешнее проходит ее контакт с партнерами и заинтересованными лицами. Бренд – это элемент визуальной культуры, который нельзя игнорировать.
Лаборатория ЭйнштейниУм
Городской университет: новые возможности для образования и развития
— Из чего состоит бренд вуза, и какими средствами можно его создать и укрепить?
— В каждом вузе протекают три базовых процесса, влияющих на его медийное позиционирование.
Во-первых, это образовательная деятельность. В бренд входит представление о том, какие преподаватели работают в вузе; насколько качественно или некачественно они учат; каким образом вуз заботится о том, чтобы всё было честно и не было коррупции; вызывает ли учеба воодушевление у студентов; востребовано ли в жизни то, чему их учат, и так далее.
Во-вторых, это научные исследования. Мне кажется, на эту составляющую бренда нужно обращать главное внимание. Сегодня все больше публикаций в прессе посвящено открытиям, которые сделали ученые вуза, и уже в меньшей степени студенческой жизни или учебному процессу. Что ученые открыли, какие важные связи они обнаружили, какие технологические разработки связываются с вузом? Сегодня это приобретает все большее значение.
Игорь Реморенко
Реморенко: сайенс-баттл – эффективная форма защиты тем диссертацийКруглый стол на тему "Влияние неформальных интеллектуальных практик на систему образования" состоялся в МИА "Россия сегодня".
Нам в МГПУ также приходится думать, в какой форме представить обществу весь объем наших научно-исследовательских работ. Мы организуем круглые столы, готовим специальные публикации, участвуем в съемках для телевидения – все это плановая работа.
Есть и третья составляющая бренда вуза?
— Да, она только начинает возникать – это инновационная деятельность, кооперация вузов с реальным сектором экономики. Она проявляется через создание вузовских стартапов и предприятий, разработку новых технологий.
МФТИ гордится своими выпускниками, создавшими компании 1С и Skyeng. Наш вуз гордится студентами, которые разработали метки на одежду для слепых людей или мобильное приложение-трекер для молодых мам, гуляющих с детьми. Ну и, естественно, хорошие методические разработки для Московской электронной школы – тоже предмет гордости.
Каждый вуз задумывается об инновациях, о том, чтобы научные разработки и образовательные программы давали результат в виде технологических решений, способных завоевать место на рынке.
Помимо перечисленных направлений развития бренда есть, конечно, такая вещь, как бытовая организация студенческой жизни – столовые, питание, места для курения (если они есть, и должны ли они быть). Это сфера для вуза так же важна, как для любой другой организации, которая должна обеспечивать комфортное пребывание людей.
— Считаете ли вы работу по выстраиванию коммуникации с внешней аудиторией важной для развития бренда?
— Да. Для нас одинаково важны традиционные каналы коммуникации и более современные. Понятно, что студенты и внешняя молодежная аудитория, во многом, находятся во ВКонтакте, Facebook и других социальных сетях, и мы ведем там целенаправленную работу.
© Пресс-служба МГПУСтуденты МГПУ
Студенты МГПУ
Студенты МГПУ
— Что вы думаете о разработке визуальных образов, брендбука, создании единого стиля?
— Конечно, мы уделяем внимание и этой работе. Приложение к уставу МГПУ фиксирует визуальный стиль (брендбук) университета, мы рассматриваем его на ученом совете.
Долгое время мы подбирали стиль, сначала у нас были неудачные решения, затем более удачные. От каких-то мы отказывались, какие-то уточняли. Это непрерывная работа, которая связана не только с логотипом университета, но и с элементами внешнего декора, дизайна, с проведением ремонтных работ, закупкой мебели, установкой оборудования – здесь все надо решать в комплексе.
— Тем не менее, вы делаете акцент на содержательную часть бренда, а не на его внешнюю сторону. Наверное, это снижает риски того, что абитуриенты, привлеченные в вуз красивой картинкой, испытают разочарование?
— Да, мы действительно считаем, что сначала нужно создать интересное содержание, а потом встраивать его в красивую упаковку. Есть такая имитационная компьютерная игра "Как построить университет". Несколько наших команд как-то в нее играли. Игра длится два или три дня, и за это время нужно делать вклады в различные составляющие строительства университета.
Есть команды, которые начинают с постройки и оформления здания, закупают библиотеки. А есть команды, которые начинают с налаживания исследовательской работы: привлекают ученых, формируют научную повестку, стараются накапливать новые знания. Вторые команды, как правило, оказываются более успешными, поскольку они ближе подходят к сущности университета, продуцирующего новые знания.
Российские вузы глазами студентов - 2019
Российские вузы глазами студентов - 2019
Университет – это всегда сомнения, всегда поиск, всегда попытка критического взгляда на действительность. В отличие от учреждения, которое заботится о комфорте и легком времяпровождении.
Некоторые вузы, на мой взгляд, сосредоточились более на внешней стороне своего бренда. Но нам бы не хотелось, чтобы о нас так думали, и мы стараемся выглядеть иначе.
За последние годы мы старались развивать исследовательскую повестку: у нас появилось несколько принципиально новых направлений работы и публикаций, обновились научные школы, установились международные контакты. И только после этого мы начали заниматься обеспечением комфорта – общежитием, столовой и так далее.
— Тема развития брендов вузов в этом году впервые прозвучала на конференции "Тенденции развития образования". Можно ли считать, что интерес к этой теме среди педагогов и управленцев растет?
— Я думаю, да. Есть федеральный мониторинг вузов, есть рейтинги вузов, с которыми за последние 10 лет все уже смирились. Сейчас сравнение различных показателей успешности в рейтингах стало совершенно обыденной реальностью для каждого вуза.
Студенты МГПУ
Рейтинг востребованности вузов в РФ - 2018
Можно сказать, что занимаясь развитием бренда, мы "встали на лыжню", по которой дальше придётся ехать. По этому поводу будет еще много обсуждений, публикаций и дополнительных исследований.
Материал подготовлен в преддверии XVI Международной научно-практической конференции "Тенденции развития образования", которая пройдет в Москве с 14 по 16 февраля.
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала