Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Инс: для успеха в рейтингах вузам РФ надо обратить внимание на науку

© РИА Новости / Александр НатрускинГлава Международного академического Совета QS World University Ranking Мартин ИнсГлава Международного академического Совета QS World University Ranking Мартин Инс
За последние три года реализации проекта "5-100" российские вузы в целом значительно улучшили свои позиции в мировых рейтингах. В чем преимущества и недостатки отечественных университетов? Об этом рассказал глава Международного академического Совета QS World University Ranking (Великобритания) Мартин Инс.

За последние три года реализации проекта "5-100" российские вузы в целом значительно улучшили свои позиции в мировых рейтингах. В чем преимущества и недостатки отечественных университетов? Как рейтинги влияют на общие тренды в мировом высшем образовании? Об этом корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказал создатель двух из трех наиболее влиятельных международных рейтингов университетов (Times Higher Education и QS) и глава Международного академического Совета QS World University Ranking (Великобритания) Мартин Инс.

- Господин Инс, расскажите, пожалуйста, о месте российских вузов в рейтингах QS.

Откуда появляются российские физики-ядерщики
Откуда появляются российские физики-ядерщикиЯдерная физика – одно из направлений подготовки, по которым российские вузы занимают высокие позиции в международных рейтингах. Инфографика, подготовленная при участии НИЯУ МИФИ, рассказывает об особенностях подготовки физиков-ядерщиков в России.
- В мире есть несколько сотен первоклассных университетов, и несколько из них – российские, например, МГУ, СПбГУ, НГУ. Но, в отличие от британской или американской системы высшего образования, в России существует множество специализированных вузов, например, таких как МИФИ. И хотя они очень хороши, как правило, они не появляются в топе мировых рейтингах классических университетов в силу выраженной специализации.

К сожалению, пока крайне мало российских вузов зарекомендовали себя на мировом уровне в области медицины и биологии. А эти области знаний сегодня во всем мире имеют особенно большое значение, так как население планеты стареет. Я думаю, что российской высшей школе предстоит здесь проделать особенно много работы, чтобы преодолеть отставание от лучших зарубежных университетов.

- В последнее время вы изменили методологию QS World University Rankings. Как именно и почему?

— Мы выпускаем рейтинги лучших университетов мира QS World University Rankings с 2004 года, и все это время мы старались сохранить методологию неизменной, чтобы люди могли следить за колебаниями места того или иного вуза от года к году. Однако в этом году в методику оценки мы внесли изменение, связанное с учетом цитируемости. 

200 лучших университетов мира в 2015 году
200 лучших университетов мира в 2015 годуПроект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня» представил русскоязычную версию одиннадцатого международного рейтинга лучших университетов - QS World University Rankings, ежегодно составляемого компанией QS Quacquarelli Symonds.
Обычно о качестве научного исследования принято судить по тому, насколько часто другие ученые ссылаются на него в своих публикациях. Но в использовании показателя цитируемости есть одна проблема. В некоторых предметных областях, особенно в медицине, существует огромное количество статей и ссылок на них. В других же, таких как история или иностранные языки, объем цитирования, в среднем, гораздо меньше. По этой причине многие вузы с медицинскими школами сильно выделялись в наших рейтингах на фоне других вузов.

В этом году мы попытались выровнять влияние цитируемости на рейтинг в пяти различных областях – в медицине, технологии и инженерии, искусстве и гуманитарных науках, а также в социальных науках. Вследствие этого университеты с сильными медицинскими школами немного сползли вниз. Например, лондонский Империал колледж, который имеет огромную медицинскую школу, со второго места в мире сместился на восьмое.

Мы считаем, что в подобном изменении методики, в нормализации, есть смысл, оно поможет нам получить наиболее объективные взвешенные результаты.

Для университетов, активных во всех основных академических областях, таких как Кембридж или МГУ, существенных изменений не произошло.

- Возникали ли у Вас сложности с администрацией российских вузов при переходе на новую методику оценки?

— Никаких особых проблем не возникло, большинство вузов спокойно приняли новые правила.

Последние пять лет мы публикуем рейтинги университетов по отдельным предметным областям, и, насколько я могу судить, они представляют большой интерес для российского правительства и российских университетов. Эти предметные рейтинги полезны и абитуриентам, которые хотят знать, в каком университете лучше всего преподают химию, а в каком – математику… 

В этом году мы подготовили рейтинги вузов по 36 различным предметам, и они вызвали огромный интерес во всем мире. Миллионы людей ориентируются на наши рейтинги, принимая решение, где они будут учиться.

- Планируете ли вы увеличить количество предметных областей при подготовке рейтингов?

Рейтинг лучших вузов по направлениям подготовки
Лучшие вузы мира по направлениям подготовки в 2015 годуБританская компания QS Quacquarelli Symonds и "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" представляют русифицированную версию топ-рейтинга QS University Subject Rankings: "Лучшие вузы мира по направлениям подготовки".
- В принципе, мы можем это сделать. Но, на самом деле, на сегодняшний день наши предметные области уже покрывают подавляющее большинство академических исследований. Так что, если мы будем увеличивать число предметных областей, то лишь за счет разделения их на более узкие части. 

Так, например, мы можем разделить "информатику" на предметы, связанные с компьютерными системами и с компьютерной техникой. Первый можно было бы назвать "компьютерные науки", а второй — "информационные технологии". 

Также можно было бы разделить "физику" и "астрономию", которые пока учитываются вместе. Но на самом деле сделать это довольно трудно: если взглянуть на научные работы, которые публикуют астрономы – связанные с нейтрино или гравитационными волнами – то окажется, что многое из этого, на самом деле, относится к физике и трудно сказать, где заканчивается одна наука и начинается другая. 

Я думаю, что, скорее всего, мы разделим на несколько предметных областей рейтинги по медицине, потому что сегодня это огромная область знаний. Уже отделяются "стоматология" и "ветеринария", но мы могли бы также выделить "экстренную медицину" и некоторые другие области медицинских исследований.

- Что бы Вы порекомендовали российским университетам, которые хотят завоевать более высокие позиции в мировых рейтингах?

Отраслевые и предметные рейтинги как мера оценки глобальной конкурентоспособности российских университетов
Предметные рейтинги как мера оценки конкурентоспособности вузов РФСистема образования РФ исторически складывалась по отраслевому принципу, а вузы имели узкую специализацию. При этом наука была сосредоточена в основном в академических институтах. Это отличает нашу систему образования от систем других стран, где университеты создавались по иному принципу и исследования были неотъемлемой частью деятельности.
- Помимо репутации у работодателей и академиков, которая у российских университетов хорошая, но могла бы быть и лучше, мы опираемся на критерий, связанный с отношением количества студентов к количеству преподавателей. В этом смысле у российских вузов все также очень неплохо, и мы видим, что здесь на одного студента приходится даже больше педагогов, чем во многих других странах.

Но у российских университетов пока недостаточно широко цитируемых работ, так что, я думаю, сегодня было бы очень важно заняться инвестициями в исследования. 

Российские вузы также остаются не очень интернациональными: количество иностранных студентов пока в них невелико. Хотя сегодня я был в одном из ваших университетов, и оба студента, с которыми мне удалось поговорить, случайно оказались иностранцами — один из Таджикистана, другой из Монголии.

- Не кажется ли Вам, что Вы не только оцениваете вузы, но и задаете глобальные тренды в сфере высшего образования? Чувствуете ли вы ответственность за это?

— Да, я действительно чувствую очень большую ответственность за нашу работу. Мы видим, что число иностранных студентов в университетах мира в последние годы очень быстро растет и на сегодняшний день уже достигло 4 млн человек. Это лишь часть процессов глобализации и создания международного рынка труда, которые происходят, в том числе, в России. 

Мы знаем, что наши рейтинги влияют на абитуриентов, которые принимают решение учиться за границей, так что, несомненно, мы несем за это большую ответственность. Тем не менее, на рейтинги также обращают внимание правительства, президенты и ректоры вузов, и все они используют их по-своему. 

Например, оказалось, что, если вы хотите учиться в аспирантуре в Нидерландах, вы должны предварительно окончить университет из мирового рейтинга. Подобного применения рейтингов мы совершенно не предвидели. Я думаю, что в долгосрочном периоде эффект от рейтингов будет связан с эффектом от глобализации. 

Как известно, в каждой стране мира, в том числе и в моей собственной, есть политические силы, выступающие против глобализации. Есть люди, которые не любят современное мироустройство, и, если их точка зрения станет доминирующей, может быть, международные исследования станут проводиться реже и утратят свою важность.


Оценить 3
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала